Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Спящая красавица» посетила Геную

Балетная труппа Национальной оперы Украины с большим успехом выступила в Италии
24 января, 2006 - 20:13
ПРЕКРАСНЫЙ ДУЭТ — АННА ДОРОШ (АВРОРА) И МАКСИМ ЧЕПИК (ДЕЗИРЕ) В БАЛЕТЕ «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» / ФОТО АВТОРА ТЕАТР «КАРЛО ФЕЛИЧЕ» В ГЕНУЕ ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

На сцене знаменитого театра «Карло Феличе» — одного из наиболее известных в Италии, освященного несколькими первыми показами опер Дж. Верди, А. Понкиэлли и грандиозными концертами своего гениального земляка Никколо Паганини, — киевляне показали семь спектаклей «Спящей красавицы» П. И. Чайковского.

Уже пресс-конференция, организованная дирекцией театра для средств масс-медиа в престижном зале Паганини, показала заинтересованность к гастролям киевского балета, который хорошо знают в Италии благодаря неоднократным выступлениям в рамках нескольких фестивалей на «Арене де Верона», в театрах Мачерато, Рима, на Сицилии, других городах. Однако в Геную коллектив приехал впервые.

КОНЦЕРТНАЯ АФИША

Древняя Генуя, известная с античных времен, является одним из культурных центров Италии, городом-музеем и городом музеев, прекрасных театральных и музыкальных традиций. Здесь разбираются в классическом искусстве, о чем свидетельствует афиша театра «Карло Феличе», который в течение этого сезона показал или покажет моцартовский цикл, посвященный 250-летию со дня рождения гениального австрийского композитора: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Кози фан Тутте», Реквием и ряд симфонических концертов. В афише театра — «Неукротимый Орландо» А. Вивальди, «Фаворитка» Г. Доницетти, «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Катя Кабанова» Л. Яначека. Среди коллективов, которые выступили или вскоре выступят на сцене театра «Карло Феличе» — оперные труппы Ла Скала, Театра Доницетти (Бергамо), Большого театра ла Фениче (Венеция), Даллес-оперы (США), Балет Монте Карло и др. Приглашение балетной труппы Национальной оперы Украины — еще одно важное свидетельство высокого творческого реноме киевской хореографической школы, активного участия труппы в мировом культурном пространстве (в это же время в другой части света — Аргентине и США — еще одна группа киевского балета показала ряд спектаклей — «Щелкунчик» и «Жизель», а после возвращения обеих групп, в начале января начались гастроли еще и в Испании, и Португалии. Состав и творческий потенциал балета Национальной оперы Украины позволяет, не сокращая количества и качества спектаклей на родной сцене, и обогащая репертуар новыми спектаклями (сейчас начались репетиции нового балета «Виват, Моцарт» проводить большую гастрольную деятельность, утверждая киевскую балетную школу на мировом пространстве.

Гастроли, хотя в последнее время для киевского балета они проходят в перманентном режиме, — всегда ответственность и по-своему экзамен для труппы. Экстрим уже в изменении сцены, в напряженных перелетах и переездах (иногда приходится выступать сразу после размещения в гостинице), в потребности быть всегда собранными и выносливыми, понимая, что замены для исполнения порученной партии ждать неоткуда и танцевать надо в любых условиях. К такому гастрольному режиму артисты привыкли, научились помогать себе в самых неожиданных ситуациях, — то ли сцена очень мала, то ли слишком большая для гастрольного коллектива, как эта было в Генуе, то ли почти неприспособленная для хореографического спектакля, что также случается.

Надо сразу отметить, что гастроли в Генуе были организованы должным образом: прекрасная гостиница, несколько минут ходьбы к театру, предварительные сценические репетиции, возможность проводить утренние уроки-классы, правда, напряженный, но взвешенный график спектаклей, и такая необычная для зарубежных выступлений роскошь, как выходной день, который артисты использовали, чтобы посмотреть чудесную и неповторимую Геную.

Успех гастролей, особенно когда речь идет о гастролях в одном месте, зависит обычно от впечатления публики от первого спектакля. То, что почти двухтысячный зал театра «Карло Феличе» был полностью заполнен на первом спектакле, еще не означало, что так будет и все остальные спектакли.

КРАСОТА ПЕРВООСНОВЫ

«Спящая красавица» П. Чайковского — произведение особое. Несмотря на долговременные и горячие дискуссии о балетной классике, попытки теоретически обосновать возможность ее осовременивания новейшей лексикой и модерным прочтением, именно таким академическим труппам как Санкт-Петербургского Мариинского театра, Московского Большого и Национальной оперы Украины удается успешно оберегать классический балет в его красоте и величии, академическом совершенстве. И это, как видим, дает свои результаты. Мы не только сохранили ряд неповторимых шедевров творчества наиболее талантливых хореографов ХIХ в., но и активно ввели их в координаты современного культурного пространства, о чем свидетельствует все больший интерес к этим произведениям пресыщенной хореографическим модерном и «штукарством» публики, которая восторженно воспринимает красоту и совершенство классического танца, спектакли, в которых всегда доминируют гуманистические идеалы, где сказочность несет свет человеческого духа, всепобеждающего добра. Ярким свидетельством этого стал показ жемчужины классического балетного наследия — «Спящей красавицы» П. Чайковского в исполнении балетной труппы Национальной оперы Украины на сцене театра «Карла Феличе» в Генуе.

Небольшой, но достаточно слаженный исполнительский коллектив (50 человек) продемонстрировал блестящие традиции классического танца, которые сохранила и продолжает развивать киевская хореографическая школа, высокое исполнительское мастерство солистов и кордебалета. Однако успех киевской «Спящей красавицы» был не только в том, что этот балет, как одно из наиболее сложных классических хореографических произведений, сегодня практически не включают в свои репертуары даже большие труппы, а в синтезе ее художественного воплощения на ведущей балетной сцене Украины. Прекрасная стилизация под эпоху Людовика ХV, сценография Марии Левитской, романтическая возвышенность в раскрытии партитуры П. Чайковского главным дирижером Национальной оперы Украины Владимиром Кожухарем (на этот раз с оркестром театра «Карла Феличе», потому что в Италии профсоюзы следят за занятостью собственных музыкантов и театры приглашают к постановке и гастролям преимущественно дирижеров, которые должны работать с местными инструменталистами), и исключительное мастерство и одухотворенность солистов балета, в первую очередь исполнителей главных партий — Анны Дорош — Максима Чепика и Татьяны Голяковой — Виктора Ищука, которые поочередно исполняли партии Авроры и принца Дезире... Но наибольшая ценность киевского спектакля — в сохранении гениальной хореографической партитуры великого Мариуса Петипа, которая несмотря на неоднократные постановки в разных вариациях за последний век и множество стилистически-художественных веяний доносится киевскими исполнителями к зрителям в своей красоте и первооснове, что было отмечено итальянской прессой, как одна из наиболее ярких художественных доминант нашего гастрольного спектакля.

Киевские артисты продемонстрировали не только блестящую и безупречную классическую технику танца, несколько необычную для современного западноевропейского зрителя, но и тот особый шарм спектакля, который достигается внутренним осмыслением действия, наполненостью его аурой творческого раскрытия, светом добра и искренности. «Спящая красавица» — это особая сказка, которая роднит менталитет многих народов. По-видимому, именно это порождает такое искреннее восприятие зрителями интерпретации Петипа и Чайковского сюжета сказки Шарля Перро, воплощенной талантливым киевским коллективом через широкую палитру приемов и средств классического танца.

Практически каждая вариация, адажио, антре, сюжетно завершенная сцена вызывала восторг переполненного на всех спектаклях зала театра «Карла Феличе». Кроме исполнителей главных партий — Анны Дорош, Татьяны Голяковой, Максима Чепика и Виктора Ищука, которые продемонстрировали не только блестящую технику классического танца, но и неповторимость творческой индивидуальности и одаренности, ярко раскрылись как творческие личности и исполнители других партий: японская балерина Синоба Такита, которая училась в Киевском хореографическом училище и связала свое творчество с киевской балетной труппой (фея Сирени), Кристина Балабан (фея Бриллиантов), исполнители сказочных персонажей Екатерина Кальченко (Красная Шапочка), Екатерина Тарасова (Киса), Константин Пожарницкий (Кот), Александр Шаповал (Волк), Сергей Егоров (принц Фортюне). Очень выразительный, мимико-пластичный образ гневной и злобной феи Карабос создал Олег Токарь.... Нельзя не вспомнить и кордебалет, который танцевал на одном дыхании, в возвышенном и вдохновенном единении создавая прекрасный классический антураж танцевальной сказки, и каждая кордебалетная сцена непременно завершалась громкими аплодисментами, удивлением публики, пораженной поэтической возвышенностью киевских фей бриллиантов, щедрости, заботливости, смелости, фрейлин, кавалеров...

СЕМЬ ИЗ ДЕВЯТИ

Хотя из девяти запланированных спектаклей мы показали на сцене театра «Карла Феличе» семь (потому что и в Италии возникают свои проблемы и неожиданности. Как раз во время наших гастролей проходила забастовка работников театра, которые добивались повышения заработной платы) гастроли балета Национальной оперы Украины в Генуе можно назвать очень успешными для коллектива. Мы продолжили свою прекрасную миссию быть полпредами страны с прекрасными культурными традициями, высоким уровнем академических жанров искусств, богатой талантами. А это укрепляет имидж нашей страны в Европе, интегрирует ее в мировое культурное и духовное пространство.

Василий ТУРКЕВИЧ, Киев—Генуя (специально для «Дня»)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ