— Ребята, вы за кого? — спрашивают водители автомобилей, въезжающих в Крым по одесской трассе.
— Мы за дружбу Украины и России! — отвечают участники пикета.
— Тогда мы с вами, дайте ленточку! — и водители привязывают на машины ленточки цветов крымского флага.
«На фоне расширяющегося украино-российского конфликта вокруг газа и маяков, ситуация в Крыму начинает напоминать военное положение, — рассказывает инициатор пикета, проректор Таврического национального университета и глава «теневого правительства» полуострова Владимир Казарин. — Поэтому на въезде в Крым, неподалеку от села Пятихатка Красноперекопского района около 40 активистов альтернативного правительства автономии под лозунгами «Крым — территория украино- российского братства» установили блокпост, который назван «Провокаторам и русофобам въезд запрещен». Ежедневно здесь будут дежурить 15 человек». «Этот пост бессрочный и будет действовать до тех пор, пока руководство Украины не перестанет идти на поводу у провокаторов, пока мы не сядем за стол переговоров с Россией и не снимем надуманные проблемы», — говорит руководитель пикета и министр «теневого правительства» Крыма Александр Лиев.
Еще более радикальные настроения демонстрируют другие крымские организации. Так Крымская молодежная организация «Прорыв», впервые заявившая о себе во время столкновений на Крещатике в день празднования годовщины УПА, на днях потребовала от президента России Владимира Путина инициировать возвращение Крыма и Севастополя России, так как Украина, по их мнению, нарушила соглашение по базированию Черноморского флота. Представители еще девяти общественных организаций, которые уже самими своими названиями позиционируют себя как пророссийские объединения, подписали соглашение о реализации политического проекта «Народный фронт «Севастополь— Крым—Россия» с целью возвращения Крыма под юрисдикцию Российской Федерации.
В связи с этим многие наблюдатели прогнозируют обострение политической ситуации. В частности, позавчера на пресс-конференции в Киеве лидер партии «Вече» Инна Богословская заявила, что «в Крыму тихо-тихо рождается новая Чечня, маяки — это та мелочь, из которой будут складываться серьезные конфликты».
В то же время, по мнению мэра Ялты Сергея Брайко, ситуация с ялтинским маяком — это хозяйственный спор, а не политический. «Не нужно драматизировать ситуацию. Еще в 2002 году Хозяйственный суд за неуплату налога за землю постановил расторгнуть договор с Черноморским флотом. Мы воспользовались своим правом только сейчас. Я думаю, две стороны договорятся в ближайшее время. Это исключительно хозяйственный спор, а не политический».
Свой взгляд на ситуацию представил также начальник Ялтинского порта Юрий Формус. «В конце 2005 года была проведена инвентаризация всех объектов, находящихся в порту, — рассказал он крымским журналистам. — Маяк на балансе порта не находится, при этом Ялтинский порт исправно оплачивает электроэнергию, потребленную маяком, а также земельный налог. В начале декабря я пригласил командира воинской части РФ, которая занимается гидрографией, и сообщил о том, что необходимо заключить договор с портом об обслуживании маяка. Однако на начало года вопрос так и оставался открытым. На основании приказа Кабинета Министров Украины от 17 августа 1998 года, а также согласно Постановлениям Кабмина от 1998 и 2000 годов, уполномоченным органом, который отвечает за маяк, является учреждение Госгидрография Украины. Маяк не подлежит передаче в аренду или приватизации, он является стратегическим объектом. Вопрос о том, что маяк является собственностью Украины, российской стороной не оспаривается. Договора аренды, о котором говорит городской голова Ялты и который был расторгнут в 2002 году, я не видел. Специальная комиссия 12 января обеспечила доступ на маяк представителям Госгидрографии и прекратила доступ всех, кто не имеет к маяку никакого отношения. Российская сторона попросила обеспечить доступ на маяк, но мы сказали: если вы представите документы, что там есть какое-либо ваше имущество, тогда получите доступ. Я ведь не могу пускать на стратегический объект кого угодно, пусть это даже представители очень дружественной нам страны. Думаю, что этот вопрос мы урегулируем в ближайшее время мирным путем», — сказал Ю. Формус.
Однако, похоже, что «раздел имущества» между Украиной и Россией может затянутся. Так, по словам специального посла МИД Украины Владимира Семенова, Украина намерена получить под свой контроль и остальные объекты гидрографии, которые, по мнению украинской стороны, используются ЧФ России незаконно. Из 100 объектов гидрографии Украина уже владеет 65-ю, остальные находятся на территории военных городков под фактическим контролем ЧФ России, говорит В. Семенов. Маяки, расположенные на мысе Сарыч и в Ялтинском морском торговом порту, по его словам, принадлежат Украине. Противоположное мнение высказал начальник пресс-службы ЧФ РФ Андрей Крылов. Он заявил, что Сарычский маяк и еще 5 крымских маяков находятся под контролем Черноморского флота РФ. Российская сторона настаивает, что маяки включены в число объектов, переданных украинским правительством в аренду России до 2017 года, и дополнительные договоры аренды на подобные объекты не требуются.
Распространенная российскими и «подхваченная» некоторыми отечественными СМИ информация о якобы захвате или попытке захвата 14 января Украиной в Крыму еще одного маяка — «Сарыч» — является нелепостью или же спецпропагандой, направленной на дискредитацию Украинского государства, — заявил начальник маяка «Сарыч» Юрий Лещенко. По его словам, «для тех, кто помнит, какой информационной войной и искажением фактов сопровождалось распределение Черноморского флота бывшего СССР в середине 90-х годов, ничего странного в последних циничных сообщениях представителей командования ВМФ России нет». Лещенко заявляет, что «никакой попытки проникнуть на территорию маяка не было, и это могут подтвердить видеоматериалы, в том числе и оперативная съемка представителей УМВД Украины в городе Севастополе». Он выразил уверенность в положительном для Украины решении вопроса маяков, которые «все в Крыму, без сомнения, являются украинскими». «У Черноморского флота России нет ни одного договора аренды на какой- то из маяков. Не говоря уже о том, что маяки и в целом гидрографическо-навигационные объекты вообще не вошли в российско-украинские соглашения относительно Черноморского флота от 1997 г. и дополнения к ним», — отметил Лещенко.
По-разному оценивают возникшую ситуацию и представленные в Крыму политические силы. Так, по мнению лидера крымской организации Народного Союза «Наша Украина», народного депутата Владимира Шкляра, противозаконное использование Черноморским Флотом РФ украинских навигационно-гидрографических объектов — маяков и радиостанций — несет серьезную угрозу безопасности мореходства в Черноморском регионе. Поскольку, «в соответствии с международным морским правом, ответственность за возможные катастрофы на море будет нести та страна, в территориальных водах которой произойдут такие инциденты. Владение и посягательства иностранного государства на навигационно- гидрографическую инфраструктуру в АР Крым делает невозможным соблюдение безопасности на море украинской стороной, поскольку она лишена этой возможности», — говорит В. Шкляр.
С другой стороны, лидер Партии «Союз» народный депутат Лев Миримский заявил, что спор вокруг маяков — очередной предвыборный абсурд. «На мой взгляд, претензии украинской стороны не имеют ни реальных оснований, ни перспектив. Вдруг кто-то вспомнил, что еще в 1998 году Кабмин передал все маяки специализированной службе, и теперь эта тема запестрела в заголовках новостей… Это искусственно раздутый конфликт, преследующий одну цель — продемонстрировать враждебность и якобы «имперские» амбиции России по отношению к Украине. Создается впечатление, что в Киеве работают политтехнологи, которые сознательно создают России образ врага. В то же время ни у кого не возникло вопроса: а способна ли Украина поддерживать гидрографические объекты в работоспособном состоянии? Передав маяки России, мы не только сохраняем их в рабочем состоянии, но и получаем арендную плату. Предвыборные баталии пройдут, а мы останемся у разбитого корыта», — считает Л. Миримский. Лидер «Союза» отметил, что нынешний конфликт уже в скором времени забудется как неудавшийся предвыборный ход.
Как бы там ни было, но разразившийся громкий скандал вокруг маяков только подчеркивает необходимость работы по нормализации ситуации с собственностью на гидрографические объекты в Крыму.