Новый год — определенная форма психологического насилия вечной природы над простыми смертными, поскольку напоминает им о неумолимом вращении небесных светил, не подвластном продюсерам, режиссерам-постановщикам и политикам. И тем более — тележурналистам. Однако большинство упомянутых (а еще больше не упомянутых) людей способны успокоить себя и других, организовав разнообразные отвлекающие от мрачной быстротечной реальности веселые представления, призванные облегчить гражданам психологически непростой для них переход от старого года к новому. Украинцам на этот раз с подобными представлениями повезло, как никому. Хоть и импортированными преимущественно из Москвы.
Одним из предназначенных для выброски нами в кровь максимального количества адреналина стало политическое шоу в виде перманентного информационно-газового прессинга Москвы, пик которого пришелся как раз на новогоднюю ночь. Все было задумано и осуществлено по принципу бюрократа Огурцова из «Карнавальной ночи»: «Я и сам не люблю шутить, и другим не дам!». В отличие от Огурцова, нынешние кумиры российской публики Максим Галкин на пару с Сердючкой не любят серьезности, а поэтому шутили в новогоднюю ночь на российском «Первом»: «Прошибло (то есть «достало») так, как Газпром Украину».
В любом случае, газовая тема добавила украинским новогодне- рождественским праздникам определенной пикантности. Украинский аналог российского «Первого» (к сожалению, аналог не по профессиональности) — канал «УТ-1» с первых минут Нового года демонстрировал выстуженные квартиры и сцены частичных отключений под руководством губернаторов. Надо отметить, что все другие украинские телеканалы (кроме «Пятого», претендующего на роль украинского CNN) в новогодние дни пытались политически-газовую тему обходить по принципу «от греха подальше». «Интер» порадовал нас прошлогодним римейком пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами», где главными фигурантами выступают все те же Максим Галкин и Андрей Данилко (на фоне Аллы Борисовны).
Началось газовое тузлоподобное действо как фарс, которому предшествовало длительное охлаждение в дипломатических отношениях сторон, продолжавшееся где-то с марта 2005 года. «Оранжевую Украину» российские чиновники высокого уровня упрямо игнорировали, фактически объявив ее «terra non grata». Последним таким игнорантом стал глава российского правительства Михаил Фрадков, который по малоизвестным причинам отказался в конце ноября приехать в Киев. Справедливости ради следует признать, что этот неприезд стал симметричным ответом Москвы на отложенный навсегда под предлогом весенней посевной кампании апрельский визит в Москву украинского премъера. «Львовская газета» метко назвала это тогда «весенне-полевой дипломатией». Не удивительно, что в ответ имеем от Кремля дипломатию «зимне-газовую».
«Ultima ratio» Москвы было использовано в профессиональной пропагандистской аранжировке, а «лик» пресс-секретаря «Газпрома» господина Куприянова на голубом экране, очевидно, должен был стать для украинцев главным раздражителем, потому что каждое его появление на телевизионном экране сопровождалось назначением новой, чем дальше, тем выше, цены на голубое топливо (ставки росли от 160 до 280 долларов) для Киева. Так же «связисты с общественностью» отрежиссировали герметически-неумолимое выражение лица главы правления «Газпрома» Алексея Миллера. Зато какую огромную радость на грани экстаза должны были испытать сердца простых украинцев, разогретые новогодним шампанским «с газом», когда они в конце концов четвертого числа нового года таки дождались happy end. Лицо господина Миллера осветилось тогда искренней улыбкой, и он чуть не задушил в теплых объятиях украинского тезку — господина Ивченко. Во всяком случае, так это выглядело на телеэкране.
Такой же убедительной в режиссуре российского телевидения была сценка закручивания в новогоднюю ночь садистски улыбающимся газпромовским «Санта-Клаусом» большого красного вентиля на российско- украинской границе. А потом наступила очередь представления, интрига которого затмила «огонек на Шаболовке» и «старые песни о главном» вместе взятые. Зрелище заключалось в публичной демонстрации стрелок манометров, фиксировавших давление в газовых артериях до и после украинской границы, чтобы обвинить Виктора Ющенко, а вместе с ним и всю украинскую власть в том, что они «воруют газ, предназначенный для Европы». Издевательским рефреном постоянно звучало: «Какие же вы после этого европейцы? А еще говорите, что хотите присоединиться к Европе!» Дисидентски настроенный Григорий Явлинский, которого новогодние обстоятельства забросили в родной когда-то Львов, объяснил зрителям «Пятого канала», что сногсшибательная цена на газ и временно прикрученный кран — плата за полный украинский суверенитет. Мол, раньше Украина имела его только в ограниченном количестве, поскольку пользовалась московскими льготами, а теперь будет иметь, сколько влезет. Слава Богу, «газовый невроз» так и не перешел на границе двух годов в психоз с неизвестными для отношений двух братских народов последствиями. Но, похоже, теперь уже в самой Украине газовая тема зажила новой жизнью…
Итак, обрела новую жизнь старая басня о том, что украинские «националисты» якобы сутками жгут газ на кухне, экономя на спичках, «чтоб у москалей меньше газа осталось». Теперь этот анекдот придется принципиально пересмотреть не в пользу «националистов». Потому что с газом, во-первых, проблемы. Во всяком случае «москальского происхождения». А во-вторых, появились в массовой продаже спички с наглядной агитацией в пользу КПУ (Интернет-источники утверждают, что они изготовлены в России).
Комментируя упомянутую полуанекдотическую действительность украинского политикума, стоит вспомнить, как в эфире «Пятого элемента» Валерий Чигляев напомнил, что «самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица». Жаль, что «Пятый элемент» (как и все, что касается культуры) появляется на телеэкране в не совсем «праймовое» время. А праздники когда-то все-таки заканчиваются.
Человеком, который, наверное, хотел порадовать и утешить соотечественниц и соотечественников, является постановщик телевизионно- официальных мероприятий Василий Вовкун с его слоганом «Искусство опережает политику!». На этот раз он принципиально изменил антураж новогоднего телеобращения Президента Украины к народу. Другое дело, пришелся ли по вкусу соотечественникам и соотечественницам этот помпезный антураж, фоном которого был имперский Мариинский дворец?!