Николай Гоголь рассказывает, что как-то под Рождество, в зимнюю ясную ночь хитрый черт потихоньку подкрался к месяцу, «вдруг схватил его обеими руками и, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, достававший голыми руками огонь для своей люльки. Наконец он поспешно спрятал месяц в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее … А по всему миру сделалось так темно, что не всякий нашел бы дорогую даже к шинку».
Как раз тогда — в непроглядной темноте — начали разворачиваться события нашей правдивой истории, произошедших в двух соседних селах, которые условно назовем «Село Х» и «Село Y». Речь идет о том, что в эту мистическую ночь Рождества Христового жители села Y приготовили для своих ближайших соседей шутку; скорее даже шутку-розыгрыш — наподобие тех, которые британцы называют practical joke, — и которая безусловно войдет в анналы мировой истории шуток.
Но сначала, чтобы лучше понять суть упомянутой шутки, сделаем небольшой экскурс в недалекое прошлое тех двух сел, которые до недавнего времени входили в состав Большого Колхоза. Село Y было больше села Х, и потому вся колхозная власть (глава, хитромудрые думные дьяки, важные писари и ловкие писарчуки) состояла исключительно из жителей села Y. Что, конечно, не было по нраву их соседям. Недавно, однако, какими-то неисповедимыми путями случилось так, что жители села Х категорически заявили: «Хотим своего председателя, своих писарчуков и своей земли» и отделились — на веки вечные — от большого села. Войны в связи с этим почему-то не случилось, но с прежними колхозно-сердечными отношениями было покончено. Поэтому совсем не удивительно, что, воспользовавшись темнотой, устроенной шаловливым чертом, голова села Y и его думные дьяки решили немного пошутить над своими соседями.
Размышляя накануне Рождества над тем, как им лучше повеселить соседей, а заодно и мир, они единогласно решили... выкачать из соседнего села воздух, которым там дышали, до последней молекулы. Ради этого были задействованы сателлиты- спутники, плазменные вакуумные насосы и, конечно, высокие специалисты — знатоки своего дела. Поэтому как только черт украл с неба месяц, вокруг села Х по специальной команде сверху была установлена (из космоса) невидимая электронная стена, включены мощные насосы и — тю-тю! Воздух начал разрежаться, давление стремительно падать — чтобы те неблагодарные Х-нахалы не лезли в люди, сидели бы себе тихо-смирно и наслаждались милостивым отношением своего вековечного Y-соседа.
Жертвы шутки сначала не обратили внимания на опасность, потом начали удивляться, а еще позже — искать причины и антисредства. Оно, конечно, можно жить и без воздуха (такое уже не раз бывало в истории этого села), но к этому нужно привыкнуть. Давление, между тем, все падало, а мир вокруг быстро менялся — исчез ветер, облака на небе стояли совершенно неподвижно, а все люди словно онемели — поскольку как самые лучшие, так и самые худшие слова можно услышать только благодаря воздуху.
Как реагировал на те шутки старшина села Х? Сначала, по своему древнему обычаю, никак. Тем более, что немало ученых людей уверяли общество в том, что «жить без воздуха не намного хуже, чем с ним», ссылаясь, в частности, на то, что в полном вакууме полностью исчезнут все те инфекционные болезни, в частности, птичий грипп, которые переносятся с помощью воздуха. Поэтому одни казаки повторяли: «И не такое, бывало, переживали; и теперь, даст Бог, привыкнем»; тогда как другие требовали немедленно идти крестным ходом — с духовенством, хоругвями и красными лозунгами «Больше не будем!» — в незабываемый Большой Колхоз, низко кланяться там голове села Y и просить великодушного помилования.
Были и другие оригинальные предложения, но вскоре село облетела, как молния, хорошая новость: кузнец Вакула нашел выход из этих обстоятельств. Он экспериментально установил, что если сделать в почве глубокую скважину, из нее начинает бить до самого неба чистый, прозрачный — хотя никому не видимый — воздушный фонтан. Такая уж земля в селе Х — родит не только хлеб, уголь, разные руды, газ, политиков, но и насыщенный кислородом воздух. Дырки же в земле можно делать где угодно — в огородах, на улицах, в каждой хате и так далее. Казаки облегченно вздохнули, перекрестились и каждый очень громко сказал: «Именно так я и думал!».
Насосы тем временем стабильно и эффективно работали, выкачивая воздух. Но вскоре стало очевидно, что ученые, которые разработали механизмы откачки воздуха из одного отдельно взятого села, немного завысили мощность своей системы. И могущественные вакуумные насосы начали откачивать воздух также из тех сел и городишек, которые лежали за пределами села Х. Тамошним жителям совершенно не понравилось то, что их патентованное и стабильное атмосферное давление начало скандально падать. В результате этого возникла еще одна веселая рождественская катавасия, в которую было втянуто немало сел и весьма почтенных персон. Но, как говорят старые мудрые люди, «до сих пор еще не бывало так, чтобы как-то оно не было» — все так или иначе уладилось.
А спустя некоторое время месяц каким-то образом выпал из кармана неуклюжего черта и «блистательно и чудно поплыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске». (Граждане села Х, впрочем, до сих пор убеждены, что лунное затмение, устроенное чертом, было в действительности проделкой их дрожайших соседей.)
P.S. Согласно сообщениям иностранных СМИ, вся недюжинная научная армия соседа Y сегодня занимается разработкой новых шуток для села Х, поражая мир своей изобретательностью. Проектируется, в частности, система, которая позволит полностью отвести от земель села Х их Большую Реку (ее верховье находится в селе Y). Разрабатываются также проекты перекрытия маршрутов летних дождевых облаков над селом Х, формируются транзиты постоянных северных ветров, а также откачка воды из Черного моря около берегов соседей. Что ж! Доживем до следующего Рождества — увидим!