Вчера Украина освободилась от одной из опасных зон внутреннего напряжения: Верховная Рада минимально возможным количеством голосов (226) наконец- то приняла бюджет на 2006 год. К сожалению, главным рефреном уговаривающих сторон — правительства, руководства парламента и бюджетного комитета — была повторяющаяся из года в год формула: «Плохой бюджет все-таки лучше, чем отсутствие бюджета». И тем не менее фракции «Регионы Украины», коммунистов, Блока Юлии Тимошенко, СДПУ(O) не голосовали, поскольку придумали ответную формулировку: «Лучше уж совсем без бюджета, чем такой бюджет».
Впрочем, поначалу эти три оппозиционных крыла имели также поддержку и среди других фракций, и проект госбюджета был трижды отклонен (его поддержали 214, 224 и 219 депутатов). Перед и после каждого такого голосования спикер Владимир Литвин использовал все свое красноречие, чтобы склонить депутатов отказаться от политики и утвердить госбюджет. Спикер призывал народных депутатов голосовать и прогнозировал, что после парламентских выборов будет сформирована новая коалиция, которая сформирует правительство, и после этого госбюджет будет пересмотрен.
Вторым номером в пробюджетной команде выступала однопартийка Литвина, и.о. главы бюджетного комитета Людмила Супрун. Она предупреждала депутатов, что в случае непринятия бюджета «мы полностью разбалансируем экономику», и информировала их о том, что непринятый бюджет не возвращается в правительство, а «остается в Верховной Раде, и вступает в силу закон о бюджете на 2005 год». При таком варианте 30 млрд. грн. расходов на развитие, которые предусматривает проект госбюджета-2006, не будут направлены на эти цели, в регионы не поступят деньги ни на социальные программы, ни на финансирование строительства метрополитена в Харькове, Киеве, Донецке. Супрун также подчеркнула, что проект бюджета на следующий год предусматривает «новый принцип финансирования агропромышленного комплекса, который позволит финансировать село напрямую». Общий объем прямой дотации для села предусмотрен в размере 2 млрд. грн. По ее словам, расходы на АПК и социальные сферы села увеличены в целом на 1 млрд. грн. и превышают 10% от доходной части госбюджета.
Тем не менее лишь четвертое голосование (добро на него дал согласительный совет фракций и групп) стало результативным...
Какой же бюджет мы получили? Представляя его, министр финансов Виктор Пинзеник сказал, что при доработке документа учтены предложения по увеличению финансирования местных бюджетов, агропромышленного сектора и угольной отрасли. В итоге, ресурс местных бюджетов увеличен на 9 млрд. грн., расходы на проекты по развитию агросектора составляют около 11% всех совокупных расходов бюджета, поддержка угольной отрасли выросла на 0,9 млрд. гривен. В бюджете-2006, по словам Пинзеника, отражены идеи правительства относительно снижения налоговой нагрузки: сбор с продажи валюты снижен с 1,5% до 1,3%; с момента вступления во Всемирную торговую организацию предусмотрена отмена таможенного сбора, а начисления на фонд зарплаты снижаются на 1%. При этом министр финансов предупредил, что проект бюджета, в котором усилиями народных депутатов существенно увеличена расходная часть, имеет критичный дефицит и содержит риски для экономики. Но с этим Супрун не согласилась. «Не воспринимаю как специалист, что критичный дефицит бюджета», — подчеркнула она и отметила, что для экономики этот бюджет не представляет никаких рисков.
Удовлетворен бюджетным «хеппи эндом» и премьер-министр Украины Юрий Ехануров. Он подчеркнул, что все депутаты, которые голосовали за бюджет, понимали, что страна «должна быть с бюджетом», и что сегодня стоял вопрос патриотизма парламентариев. Премьер отметил, что в предвыборный период, когда Украина ведет переговоры с Россией по газовым проблемам, вопрос принятия бюджета очень важен, так как от этого зависит нормальная экономическая обстановка в стране. Ехануров добавил, что «правительство пошло на все компромиссы», и похвалил также, и Верховную Раду, которая, по его словам, впервые вместе с правительством решила серьезные проблемные вопросы, которые касаются финансирования местных бюджетов, агропромышленного комплекса и «угольной области».
Приветствуют своевременное принятие бюджета и эксперты. В то же время они не могут пройти мимо заложенных в него рисков. «В проекте госбюджета не было учтено влияние возможного роста цен на газ. Таким образом, и без того оптимистичный макроэкономический сценарий, положенный в основу бюджета и предусматривающий рост экономики на 7%, весьма маловероятен. Это ставит под сомнение возможность получения запланированного объема доходов бюджета без дополнительного ускорения инфляции», — отмечает сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Наталья Лещенко. По ее мнению, наличие дефицита госбюджета на уровне 2,5% ВВП хотя и не идет вразрез с критериями бюджетной политики Европейского Союза, но все же является фактором, ведущим к росту цен и несущим риски дестабилизации фискальной ситуации в последующие годы.