Новая власть, похоже, сменила чиновников среднего звена совсем ненадолго. Говорить об общей тенденции пока, конечно, рано, однако в «Укрзализныце» она уже начала ощущаться. По крайней мере об этом может свидетельствовать заявление ее новоназначенного генерального директора Василия Гладких — заместителя главы «Укрзализныци» во времена Георгия Кирпы. Свое второе вхождение на одни и те же рельсы новый железнодорожный начальник ознаменовал заявлением, что собирается вернуть людей из прежней команды. Они ведь профессионалы...
Одними из основных направлений деятельности нового гендиректора будет, по его словам, забота о социальных правах железнодорожников и стремление восстановить былую славу железной дороги, вернув украинцам хорошее обслуживание. Главный железнодорожник идет на парламентские выборы во главе партии «Відродження», и такое стремление ни у кого из пассажиров не вызовет неприятия — обслуживание в последнее время действительно ухудшилось. Гладких рассказал журналистам о намерении объявить этот год годом путей, чтобы позаботиться об их строительстве и ремонте, начать ремонтировать вокзалы в районных центрах и подумать, наконец-то, об инвалидах, построив для них пандусы, удобные платформы и закупив специальные вагоны. Железнодорожники намерены также обновить подвижный состав, заняться пригородными электричками и бесплатно возить детей на протяжении зимних каникул. В планах также строительство железнодорожного моста в Киеве и скоростные электрички в сторону Крыма и на Запад страны. И самое главное: со слов Гладких, уже со следующего года не будет сложностей с билетами на поезда.
Предшественник Гладких вечно жаловался на недостаток средств. Не пропустил эту позицию и новый начальник. По его словам, бюджет забрал 6 млрд. гривен, тогда как разница между оставшимися расходами и доходами железнодорожного ведомства составляет 961 млн. гривен. А еще «Укрзализныцю» вводит в минус транзитная политика Минтранса (в прошлом году потеряли на этом 3% доходов). Сравняв разницу между тарифами на внутренние и международные перевозки, министерство, по мнению Гладких, лишило транзит присущей ему «плавучести». Ее новое железнодорожное руководство планирует вернуть в следующем году. Поскольку понимает, что повышая транзитные тарифы, можно потерять конкурентное преимущество Украины как транзитной страны. Все же остальные тарифы, принимая во внимание жалобы на бедственное положение отрасли, повысятся. Цены на грузоперевозки, по словам Гладких, будут расти постепенно, увеличиваясь в месяц на 1—2%, и дадут в итоге 12% на внутреннем рынке. Частник, как квалифицируют на «железке» одного из главных клиентов — владельцев меткомбинатов, должен поделиться с государством. Пассажирские перевозки, по словам Гладких, тоже подорожают. Действительно, автобусы, ездящие на дорогом бензине, берут 15 копеек за километр, а поезд, ипользующий относительно дешевую электроэнергию, — только копейку? Гладких заявляет, что «Укрзализныця» в 2005 году потерпела убытков на пассажирских перевозках на 2,4 млрд. гривен. Не только на бюджетные деньги надеется Гладких. Второй основной источник финансирования — инвестиции. По крайней мере, именно их надеются изыскать для достройки Дарницкого железнодорожного вокзала в Киеве.