Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Назарет» под Дрогобычем

На заброшенной базе создан реабилитационный центр для алко-, наркозависимых и людей, которые живут с ВИЧ
5 декабря, 2005 - 19:47
ЦЕЛЬ ШЕСТВИЯ — ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМАМ «БОЛЕЗНИ ВЕКА», ПРОТИВОСТОЯТЬ ЭПИДЕМИИ И НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ТЕМИ, КТО ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ СТАЛ ЖЕРТВАМИ ВИЧ / В ДЕСЯТИ РЕГИОНАХ УКРАИНЫ В ДЕНЬ БОРЬБЫ С ВИЛ/СПИДОМ ПРОВОДИЛАСЬ АКЦИЯ «СВЕЧНОЕ ШЕСТВИЕ». УЧАСТНИКИ ПРОНОСИЛИ ГОРЯЩИЕ СВЕЧИ ПО УЛИЦАМ ГОРОДОВ, ЧТОБЫ В ИТОГЕ ВЫЛОЖИТЬ ИЗ НИХ ОГНЕННУЮ ЛЕНТУ — СИМВОЛ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ С ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ СТАТУСОМ

Когда Украина одержала свою независимость 14 лет назад, показатель заражения ВИЧ/СПИДом в нашем государстве был одним из самых низких в Европе. Сегодня же мы самая пораженная европейская нация, приблизительно 1,4% взрослого населения которой, по данным UNAIDS, живут с ВИЧ. В ежегодном докладе UNAIDS за ноябрь 2005 года речь идет о том, что число новых случаев заражения ВИЧ продолжает расти и за последние пять лет увеличилось почти в два раза. Если эпидемию не остановить, под угрозой окажется будущее нации, подчеркивают украинские и зарубежные эксперты. Нельзя сказать, что в Украине не осознана проблема ВИЧ/СПИД. Наоборот, в этом году Всемирный день борьбы со СПИДом, 1 декабря, прошел в нашей стране как никогда масштабно. Акции, выступления, заявления должностных лиц. Накануне, как уже раньше сообщал «День», Президент Виктор Ющенко подписал указ «О совершенствовании государственного управления в сфере противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДа в Украине. Виктор Ющенко напомнил, что эта тема находится под его личным контролем и назвал медицинские программы по борьбе с этой болезнью одним из своих приоритетов. Статья, публикуемая сегодня, первая из серии подобных на тему ВИЧ/СПИД нашего автора Наталии Федущак с целью помочь читателям лучше понять масштабы пандемии и попытки остановить распространение вируса. Еще один материал на эту тему, уже другого автора Татьяны Матичак, рассказывает о жизни после получения положительного результата теста на ВИЧ.

Дрогобыч. Комнату заполняют пятнадцать мужчин, тела которых опустошены слишком длительным применением наркотиков и алкоголя. Они садятся рядом друг с другом на кровати, которые стоят пятью рядами. Их одежда подобрана скверно: это шерстяные свитера в сочетании со спортивными брюками из синтетики, пластиковые шлепанцы, обутые на изношенные носки. Многие мужчины сидят согнувшись — их тянет вниз жизненный груз. Здесь, в конце яркого осеннего дня они кажутся грустной компанией; их общий вид вполне вписывается в мрачную атмосферу комнаты.

Однако с лучами осеннего солнца, попадающими сквозь большое окно, в комнате начинает чувствоваться и другое настроение. Во многих уставших красных глазах явно появляются проблески надежды, понимание и осознание того факта, что для большинства присутствующих это место — последний шанс обрести трезвость и нормальную жизнь.

— Это суть нашей работы, — говорит преподобный Игорь Козанкевич, директор благотворительной организации «Каритас» Самбирско-Дрогобычской епархии, возглавляющий реабилитационный центр «Назарет». — При самом оптимистическом развитии событий эти люди начнут новую жизнь. Они здесь потому, что здесь есть этот центр.

Тридцатипятилетний преподобный Игорь Козанкевич стоял у истоков набирающего обороты молодого движения духовников Украинской греко-католической церкви, которые были убеждены: церковные приходы не должны ограничиваться только духовным обогащением, если они хотят, чтобы их вера и в дальнейшем соответствовала потребностям современности и была востребованной. На фоне социальных проблем, являющихся решающими для Украины в политическом измерении, молодые греко-католики начали активно работать с наркоманами, алкоголиками, людьми, живущими с ВИЧ/СПИД, и другими группами населения, существование которых общество просто игнорировало. При содействии церкви по всей Западной Украине пустили корни группы самоподдержки. Социальными активистами становятся молодые священники, монахини присоединяются к сестринствам, которые занимаются скорее общественной деятельностью, нежели молитвами, — и открываются приюты, предоставляющие возможность достойно умереть людям.

До Второй мировой войны украинские греко-католики традиционно принимали активное участие в общественной и политической жизни. Однако после того, как в 1940-х годах Сталин запретил деятельность церкви, эта помощь стала маргинальной, ведь церковь была вынуждена уйти в подполье с тем, чтобы, по крайней мере, получить возможность своего существования. Сегодня вновь найденная миссия существования церкви воплощается в таких священнослужителях, как преподобный Козанкевич, и таких местах, как этот центр реабилитации.

Расположенный в двенадцати километрах от центра города Дрогобыч, центр в течение менее одного года поразительно изменился и превратился из заброшенной военной базы в пристанище для почти шестидесяти нарко- и алкозависимых мужчин, переступивших его порог. Тогда как для некоторых из посетителей центра путь к трезвости оказывается более сложным, нежели для других, по словам преподобного Козанкевича, центр повседневно дает надежду тем, кто пытается проторить свой путь возвращения к обществу и нормальному образу жизни.

— Он — действительно один из тринадцати священников, начавших это движение, — говорит Владимир Пидгребельный, который занимается программой для алкоголиков «Двадцать шагов» во Львове.

Недавно Юрий Щербак, советник председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина, заявил перед журналистами, что религиозные организации также следует приобщить к борьбе с социальными проблемами украинского общества, в частности с ВИЧ/СПИД.

— В ряде католических стран мы можем наблюдать более низкий уровень инфицированности ВИЧ/СПИД, — говорит господин Щербак. — Возможно, для разрешения этих вопросов целесообразно воспользоваться и принципами католической этики. Это весьма существенно будет способствовать успеху дела.

Конечно, религия — только один из многих факторов, которые обусловливают более низкий уровень заболеваемости ВИЧ в других странах, по сравнению с Украиной. Мощная экономика, доступность медицинских услуг и высокая осведомленность общественности относительно того, что ВИЧ/СПИД может коснуться каждого, — уже являются комплексом таких факторов.

Реабилитационный центр — детище преподобного Игоря Козанкевича и пана Пидгребельного. Пан Пидгребельный — бывший алкоголик, воздерживающийся от злоупотребления в течение более десяти лет, — встретил преподобного отца несколько лет назад, когда проводил на Западной Украине цикл семинаров по проблемам злоупотребления алкоголем и наркотиками и толерантного отношения к людям, которые живут с ВИЧ. Пан Пидгребельный вспоминает, что был настолько поражен прогрессивностью его взглядов относительно предоставления помощи этим людям, а также пониманием взаимосвязи между наркотиками, алкоголем и ВИЧ, что они сразу же подружились. Вскоре родилась идея создать реабилитационный центр на участке земли, который епархии подарили военные.

Посетив аналогичные реабилитационные центры в Польше, пан Пидгребельный пришел к выводу, что в Украине может быть воспроизведена используемая там модель, когда друг другу помогают алкоголики, наркоманы и люди, которые живут с ВИЧ и другими болезнями.

Изолированность центра создала идеальные условия для функционирования учреждения такого рода: маловероятно, что торговцы наркотиками специально поедут в отдаленный лес для сбыта своего снадобья; а алкоголики не имеют возможности добраться до города и прикупить выпивку без доступа к транспорту. В то же время ВИЧ-позитивные мужчины могут спокойно чувствовать себя в среде, где их статус не является вопросом первого ряда значения по сравнению с другими жизненными проблемами.

— Все это мы сделали собственными силами, — говорит преподобный Игорь Козанкевич, стоя во дворе двухэтажного здания, на месте которого еще в апреле были одни только голые стены — в основном благодаря уничтожению местными сельскими жителями (они, в частности, воровали кирпич для собственных строительных потребностей).

Еще рановато говорить о том, насколько эффективной будет эта программа центра, ведь она находится только на начальной стадии. В общем же программа, которой занимается центр, в основном основана на религии и молитвах. В то же время кажется, что неверующие клиенты центра не против религиозной почвы, прежде всего потому, что набожность не является обязательным условием пребывания в центре — единственным таким требованием является желание изменить себя. Но все же большинство мужчин, находящихся в центре, считают себя набожными.

Каждый день в центре начинается с молитвы, за ней следует выполнение ежедневной работы, приготовление еды, опять работа, молитва и, в конце концов, сон. Ежедневная рутина может казаться монотонной, однако в течение многих лет эти мужчины не знали какого- либо другого упорядоченного образа жизни. К тому же, дабы помочь клиентам центра осознать губительность своих пристрастий, их регулярно посещает женщина-консультант, которая каждый раз тратит полтора часа на путешествие со Львова. Ее программа базируется на принципах «Анонимных наркоманов» (сокращенно — АН), которые совпадают с программой «Двенадцать шагов», используемой для «Анонимных алкоголиков».

Мужчины, находящиеся в центре, — представители самых разных профессий и происходят из разных социальных слоев. Некоторые из них, например сорокадвухлетний Сурен, имели успешную карьеру, пока их не сбили с пути алкоголь или наркотики. Некоторые мужчины ВИЧ позитивные, другие — нет.

— Я был очень важной персоной, — говорит Сурен, не вникая в подробности своей карьеры. Он скатился от вождения модных автомобилей до поисков харчей повсюду, где их только можно было найти. Пьянство Сурена оттолкнуло от него жену и детей. Пытаясь теперь вернуться к нормальной жизни, он также пробует наладить отношения со своими старшими детьми, которые знают о его пребывании в реабилитационном центре.

Сначала отстраивать здания частично помогали военные призывники. Однако преподобный Козанкевич почти не получал финансовой поддержки на восстановление и деятельность центра. Недавно предоставить центру средства отказалась одна французская организация, ведь, по убеждению ее сотрудников, помещение было непригодным для жизни.

— Они не видели, каким это место было год назад, — отмечает пан Пидгребельный, поднимаясь по бетонным ступенькам мимо больших куч лесоматериалов на первом этаже центра. Это единственное место, куда могут прийти эти мужчины.

Хотя ремонтные работы в главном здании еще далеки от завершения, дырки в кирпичных стенах уже заполнили двойные окна. В средине здания строится небольшая часовенка. Две отдельные комнаты занимают клиенты центра, которые в течение последнего года отстроили его кирпич за кирпичом, — воскресение здания стало частью их собственного выздоровления.

Большая комната, где мужчины проводят большую часть дня, отделена от кухни только занавеской с кружевом. Несмотря на ее размер, кухня кажется уютной из-за плиты с духовкой, в которой горит огонь.

Преподобный отец признается, он обеспокоен проблемой предоставления надлежащей медицинской помощи, в частности тем, кто живет с ВИЧ.

— Это действительно вопрос, требующий внимания, — говорит он и добавляет, что в этой части страны доступность общей медицины проблематична.

Парадоксально, но, в отличие от многих своих соотечественников, этих мужчин не тревожит ВИЧ-статус друг друга. По их собственным словам, главное помочь себе и друг другу справиться с гибельными привычками.

Пан Пидгребельный говорит, что он был бы рад, если бы работа центра имела меньше религиозной нагрузки, однако, по его словам, преподобный отец и так в этом направлении фактически сделал невозможное.

— Это место — начало нового пути, — говорит он, навсегда оставляя след в истории своими действиями.

Наталия А. ФЕДУЩАК — международный стипендиат Фонда семьи Кайзер, неприбыльной организации в США, занимающейся глобальными вопросами здравоохранения (www.kff.org). Международный журналистский проект — новая инициатива, финансированная Фондом Билла и Мелинды Гейтс (www.gatesfoundation.org) для поддержки журналистов, серьезно занимающихся освещением проблем ВИЧ/СПИД, туберкулеза, малярии и связанных с этим проблем со здоровьем.

Наталия А. ФЕДУЩАК, специально для «Дня». Фото Анатолия СТЕПАНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ