Недавняя трагедия в учебном центре «Десна» заставляет задуматься над вопросом в отношении состояния боеспособности и боеготовности Вооруженных сил Украины. Кстати, сегодня, 6 декабря, украинская армия отмечает свой профессиональный праздник...
Техника и вооружение украинской армии давно на грани исчерпания ресурсов использования, а значит, и безопасности. Известно, что за время существования Вооруженных сил Украины на вооружение в армию не поступило ни одного новейшего образца оружия или боевой техники.
Военное имущество, техника и вооружение, которые получила Украина в наследство от бывшей Советской Армии оценивались в десятки млрд. долларов США, уже давно проданы без особой выгоды. Реализовав запасы этого имущества на рынках вооружения, власть не смогла создать мощный ОПК и обеспечить армию новейшими образцами самолетов, зенитно-ракетных комплексов ПВО, современными надводными кораблями.
Другим достижением была бы возможность сохранить специалистов на оборонных предприятиях и выйти на мировые рынки оружия, составив настоящую конкуренцию таким лидерам, как США, Россия, и иметь мощную статью доходов в бюджет.
Понятно, что без отечественного ОПК Украина не сможет обеспечить свою армию современным оружием и военной техникой и таким образом рекламировать продукцию украинских производителей. Трудное положение отечественного ОПК, руководители которого не видят путей выхода из кризиса, не позволяет конкретным и деловым предложениям специалистов воплотиться в жизнь.
И вот 2 декабря 2005 года Президент Украины подписал Указ «О Государственной комиссии по вопросам реформирования Вооруженных сил Украины, других военных формирований и оборонно-промышленного комплекса» и утвердил Положение об этой комиссии и определил ее основные задачи. Среди них — и проработка предложений по определению приоритетов в сфере развития отечественного ОПК и его реформирование, усиление государственного влияния на процессы научно-технического и инновационного развития, технологического обновления оборонных производств... Глава государства уполномочил Государственную комиссию привлекать ученых, экспертов, в том числе и иностранных для выполнения возложенных на нее задач.
В Украине есть круг высоких должностных лиц и экспертов по вопросам ОПК, которых часто можно наблюдать на телеэкранах и ознакомиться с их заключениями на страницах прессы, однако конкретных путей выхода из кризиса отечественного производителя оружия и военной техники они не предлагают. Более того, эти специалисты сознательно ограничивают доступ других специалистов и негосударственных структур к реализации уже подготовленных предложений по реформированию ОПК. Государственные структуры, которые занимаются вопросами ОПК, даже мысли не допускают, что отдельные специалисты или негосударственные организации могут разработать новые предложения и воплотить их в жизнь. Но такие люди и компании существуют. Так, например, ЗАО «МАВТ» на протяжении восьми (!) лет тесно сотрудничает с предприятиями-производителями ОПК на совсем других принципах — по схеме, которая предусматривает приоритет в международных отношениях предприятий-производителей, а не посредника, как это определно ГП «Укрспецэкспорт» и его дочерними предприятиями. Введенная ГП «Укрспецэкспорт» схема торговли оружием и военной техникой в действительности создает конкуренцию между предприятиями ОПК и своими дочерними предприятиями и не содействует координации усилий на внешнем рынке. ЗАО «МАВТ» удалось в мае этого года спасти заказ для завода ОАО «Мотор Січ», поскольку ГП «Спецтехноэкспорт» (дочернее предприятие ГП «Укрспецэкспорт») продвигали модернизацию самолетов АН-32 в одной из восточных стран совместно с канадской компанией. А вмешательство ГП «Спецтехноэкспорт» в работу государственной холдинговой компании «Артем» в отношении поставки аппаратуры по проверке ракет класса воздух—воздух «ГУРТ» может, по оценкам экспертов, привести к срыву дальнейших контрактов на сотни миллионов долларов.
Руководство ГП Укрспецэкспорт» и СНБО Украины фактически отстранились от контроля за действиями ГП «Спецтехноэкспорт», а цель любой ценой получить контракты только вредит отечественным производителям.
Ни производители, ни конструкторские бюро предприятий ОПК Украины фактически не получают от правительства надлежащей финансовой поддержки и политического содействия, в отличие от России, где сам президент непосредственно занимается проблемами развития ОПК и ВТС, захвата рынков оружия и получения значительных контрактов.
В Украине же процедура получения разрешений на проведение переговоров, вывоз образцов оружия и подписание контрактов настолько забюрократизирована, что позволяет конкурентам из других стран опережать нас на мировых рынках оружия и усложняет участие наших предприятий ОПК в тендерах.
Но выход есть. Имея большой опыт, ЗАО «МАВТ» внесло предложения в Кабинет Министров Украины по созданию Министерства оборонно-промышленного комплекса. Главной целью создания Министерства ОПК является получение ежегодных миллиардных поступлений в государственный бюджет Украины, а главными задачами могло бы быть обеспечение предприятий ОПК как внутренними, так и внешними заказами или содействие в их обеспечении. Финансирование предприятий, которые выполняют заказ, контроль и координация их деятельности сыграли бы важную роль в международных отношениях в экономическом, военно-техническом и геополитическом аспектах.
Известно, что 2/3 научно-производственного потенциала бывшего СССР было сосредоточено именно в Украине, и этот потенциал еще сохраняется, поэтому создание Министерства ОПК оправдано и необходимо.
Привилегированный статус и соблюдение жестких требований по конструированию и производству оружия и боевой техники с полностью законченным циклом в Украине как, например, в танкостроении, дал бы возможность министерству влиять на развитие ОПК.
Украина в состоянии самостоятельно производить самолеты боевого и вспомогательного назначения, средства противовоздушной обороны, корабли различных типов, современные артиллерийские системы для Сухопутных войск и береговой обороны, новейшие средства связи и радиоэлектронного обнаружения, другое оружие и военную технику на базе современных технологий. Таким образом, создание Министерства ОПК позволило бы Украине использовать свой потенциал для завоевания рынков сбыта продукции ОПК, не оглядываясь на авторитет России, США и других государств.
За образец можно взять Израиль, политика которого в последнее время направлена на активное завоевание пространства на рынках оружия, которое позволило ему иметь заказы по всему миру.
Создание финансово-поощрительной системы содействовало бы заинтересованности руководителей предприятий, которые реализуют продукцию, официально выплачивать комиссионное вознаграждение физическим и юридическим лицам. А для успешного продвижения продукции отечественного ОПК необходимо создать сеть компаний в различных государствах мира, которые будут активно работать на рынке оружия.
Среди неотложных задач МинОПК было бы и согласование действий по восстановлению связей с Россией, Беларусью, Казахстаном, поскольку именно Россия является лидером на этом рынке.
Правительство реально сможет показать свою заботу о работниках предприятий, большинство из которых находятся в юго- восточном регионе и центре Украины, и выполнить свои предвыборные обещания. Успешная работа министерства предоставила бы возможность использовать часть прибыли от торговли оружием и военной техникой на закупку новейшего оружия для потребностей Вооруженных сил Украины.
Мощный ОПК позволил бы создать современные и мобильные Вооруженные силы, экономически и политически сильное государство, что приведет в будущем к созданию нового объединения стран вокруг Украины.
Оборонно-промышленный комплекс должен стать локомотивом экономического роста Украины. Все это возможно.