Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рыцарь свободы

К 100-летию со дня рождения главного художника УПА Нила Хасевича
1 декабря, 2005 - 18:54
ДЕРЕВОРИТ ИЗ СЕРИИ ШАРЖЕЙ Н. ХАСЕВИЧА «БЛОК КОММУНИСТОВ С БЕСПАРТИЙНЫМИ» / МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ЛИНОРИТ НИЛА ХАСЕВИЧА «ГОЛОВА» (ПО ВСЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ, АВТОПОРТРЕТ)

ХУДОЖНИК ИЗВЕСТНЫЙ

Имя Нила Антоновича Хасевича вернулось к почитателям искусства после обретения Украиной независимости. Из архивов КГБ всплыли произведения, над которыми художник работал в подполье. «Бей», «Зот», «333», «Старий» — это псевдонимы Нила Хасевича, члена украинского парламента — Украинской Главной Освободительной Рады (единственного представителя от Ровенской области), референта пропаганды службы безопасности ОУН на Волыни.

Во время Великой Отечественной Нил Хасевич нарисовал портрет командующего отрядов УПА на Волыни Клима Савура, который, кстати, похоронен возле Дюксина, родного села художника. Только за океаном в 1950— 1952 годах вышли собранные в альбомы произведения Нила Хасевича «Волинь у боротьбі» и «Графіка в бункерах УПА», которые удивили мир. Они распространялись среди работников посольств, а также на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. Не удивительно, что работники МГБ активно начали разыскивать автора безпощадных к тоталитарной системе произведений.

Нил Хасевич создал не только ряд психологических портретов воинов, ему принадлежат эскизы многих наград УПА, в частности, «Хреста бойової заслуги», «Хреста заслуги» и медали «За боротьбу в особливо важких умовах». Именно Нил Хасевич нарисовал облигации на боевой фонд УПА, так называемые бофоны, создал большое количество иллюстраций к листовкам, среди которых остроумные карикатуры на советских руководителей.

«Пока будет оставаться хоть одна капля моей крови, я буду драться с врагами своего народа. Я не могу драться с ними оружием, но я дерусь резцом и долотом. Я, инвалид, сражаюсь в то время, когда много сильных и здоровых людей в мире даже не верят, что такая борьба вообще возможна... Я хочу, чтобы мир знал, что освободительная борьба продолжается, что украинцы сражаются... Таково мое мнение, мнение рядового подпольщика. Слава Украине!..» — написал Нил Хасевич в 1951 году, когда сталинские прихвостни уже настойчиво разыскивали его. В это время в руках МГБ по Волынской области (еще с 1947 года) находилось несколько десятков рисунков, найденных у погибшей связной Нила Хасевича, которая пробиралась в Луцк. По чистой случайности чекисты не догадались, что автором был Нил Хасевич, довольно известный на Волыни художник, который был известен еще с довоенных лет.

На бункер «Зота» чекисты вышли через захваченные зашифрованные документы повстанцев. Тайные бумаги говорили о месте пребывания тех, для кого хранились пять килограммов бумаги и дерево вишни, необходимое для гравюр. Именно там и должен быть художник. 4 марта 1952 года эмгебисты окружили хутор Суховцы, который находится недалеко от Клеваня, бывшего райцентра Ровенщины. Нил Хасевич вместе с боевыми побратимами Антоном Мельничуком и Вячеславом Антонюком погибли в неравном бою. Бункер повстанцев забросали гранатами. Тела героев, для устрашения местного населения, несколько дней лежали в Клеване. Где похоронили Нила Хасевича, неизвестно до сих пор.

... И НЕИЗВЕСТНЫЙ

Нил Антонович Хасевич не только художник подполья украинских патриотов. Как художник он состоялся еще в тридцатые годы. Его произведения экспонировались не только в Ровно, Луцке, Львове, но и Праге, Берлине, Варшаве, Париже, Лос-Анджелесе, Чикаго, Нью-Йорке. Имя Нила Хасевича ставили рядом с такими известными украинскими графиками, как Юрий Нарбут, Петр Холодный, Елена Кульчицкая, Василий Кричевский... Однако после войны Нила Хасевича «забыли» почти на полвека.

Родился великий художник 25 ноября 1905 года в селе Дюксин Костопольского района Ровенской области. В 1918 году вместе с матерью Нил Хасевич попал в железнодорожную катастрофу. Мать погибла, а сам он потерял левую ногу. Но это не стало помехой учебе. Личное желание, а также поддержка отца, авторитетного в селе человека (воспитал трех сыновей- патриотов Украины, а сам погиб в 1943 году во время фашистской облавы), помогли получить хорошее образование.

Революционные события помешали Нилу Хасевичу закончить духовную семинарию в Житомире, однако христианские мотивы переполняли его душу, а поэтому некоторое время поучившись у ровенских мастеров, Нил Хасевич начал писать иконы. В Дюксине в довоенный период было немало икон, автором которых и был художник.

В 1926 году Нил Хасевич поехал учиться в Варшаву. Сначала был вольнослушателем Академии искусств. Полноправным студентом стал только в 1930 году после того, как сдал экстерном экзамены за гимназию. Художественную подготовку он получил у профессоров Милоша и Мечислава Котарбинских, а графическую — у профессора Владислава Скочиляса. В декларации по выбору своей специальности Нил Хасевич отметил: «Графика и ткачество». Ткачеству Нил Хасевич уделял особое внимание: мечтал его впоследствии использовать на практике на родной Волыни. Этому виду искусства серьезно учился у профессора Чайковского. Однако быстрее всего успехи пришли в рисовании. Уже в феврале 1933 года Нил Хасевич в реферате запишет: «Рисунок является правдой абсолютной, а язык правды нужно учить везде и всегда. Сделал бы рисунок основой обучения во всех школах. Это единственный язык, на котором можно выразить все».

Нил Хасевич входил в популярную на то время группу «Спокій». Кстати, из 31 художника среди них было 14 волыняков! Еще в студенческие годы получил награду «Vaticana» за картину «Прачки» и портрет гетмана Мазепы.

Недавно мне повезло увидеть в Дюксине место, где художник рисовал своих соседок во время стирки, т.е. создал картину «Прачки». К сожалению, дом Хасевичей в живописном месте у источников, в самом центре села не сохранился. Неизвестной до сих пор остается картина Нила Хасевича «Пастушка», которую мне удалось отыскать в Государственном архиве Волынской области, где хранится газета «WoLyn» (№4 за 1938 год).

Выставка произведений художника, которая ныне действует в Волынском краеведческом музее, посвященная юбилею великого художника, наконец содержит кроме «Прачек», репродукции (ксерокопии) неизвестных до сих пор линоритов и дереворитов, а также линорит под названием «Голова», который как будто бы является автопортретом самого Нила Хасевича в молодые годы. Эти произведения печатались в 1935 году в уважаемом польском журнале «Знич».

Долгое время Нил Хасевич считался художником-иллюстратором. Однако кроме многочисленных экслибрисов и иллюстраций к печатным произведениям, он создал немало самостоятельных картин. Известно, что в начале фашистской оккупации вместе с Уласом Самчуком он работал в газете «Волинь». Однако в 1941 году в селе Деражное, что в нескольких километрах от родного Дюксина, он был мировым судьей и спас от расправы немецких оккупантов немало земляков. Теперь на одном из домов в Дережном есть мемориальная доска, которая свидетельствует о Ниле Хасевиче как о мировом судье.

Кредо художника Нила Хасевича перед войной содержало тезисы: «Все, что нас окружает, должно быть прекрасно», «Искусство должно быть народным не только по содержанию, но и по форме, которая должна гармонизировать со всей исторической украинской культурой». Еще в далеком 1935 году авторитетный среди художников журнал «Знич» отметил: «Нил Хасевич тихо, скромно и медленно, но уверенно, в своем творчестве шел вперед и теперь получил признание не только у художников Варшавы, где учился и выставлял свои труды, но и... у художников зарубежных, особенно французских».

По случаю 100-летия великого художника состоятся соответствующие мероприятия в Костополе. В родном селе Нила Хасевича Дюксине они будут иметь несколько более скромный характер. Возможно, что добираться сюда трудно из-за многокилометрового бездорожья. Кстати, у Дюксина есть одна особенность. В центре села не замолкает громкоговоритель, как это было в довоенные и послевоенные годы. Дюксинцы говорят, что никому радиопередачи, которые слышны почти на все село, не мешают...

А возможно, они просто уже привыкли к этому. Кстати, здесь быстро заметили, что я неместный и странно по-местному спросили: «Откуль ты?» Но о Ниле Хасевиче помнят. Особенно гордится своим земляком местная школа. Группа школьников в количестве 18 человек провела двухдневный туристический поход в Суховцы, к месту гибели Нила Хасевича. В школе открыты экспозиции «Здобути, або не бути», «Із забуття у вічність» по случаю юбилея художника. К этой дате объявлен конкурс произведений старшеклассников, состоится вечер памяти. Священник Старожуковской церкви отец Александр и настоятель Дюксинской церкви отец Василий помянули в молитвах славного земляка. Сама же школа уже давно должна бы носить имя Нила Хасевича. Для этого представлено соответствующее ходатайство. А в Костополе, где торжества состоятся на районном уровне, издан сборник очерков, статей, воспоминаний о Ниле Хасевиче «Лицар свободи» (автор-составитель Анатолий Карпьюк).

В родной Дюксин Нил Хасевич вернулся во всем своем величии. Им гордятся, его именем названа улица, во дворе школы установлен памятник, на котором вытесано: «Видатний український художник-графік, борець за самостійну Україну, уродженець с. Дюксин».

Сергей ГУПАЛО, г. Киверцы, Волынская обл.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ