Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О гене свободы

23 ноября, 2005 - 20:37
ЖЕНА ДЖЕЙМСА — НАТАЛЬЯ ДЗЮБЕНКО-МЕЙС И ВЕДУЩИЙ — НИКОЛАЙ ЖУЛИНСКИЙ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

22 ноября в Национальном союзе писателей Украины в Киеве состоялся вечер памяти Джеймса Мейса. Его инициатором выступила жена, Наталья Дзюбенко-Мейс. Вел вечер академик Николай Жулинский, который был лично знаком с Мейсом. Кроме того, состоялась презентация книги «День i вiчнiсть Джеймса Мейса» из серии «Библиотека газеты «День».

Книга известного американского ученого Джеймса Мейса, который открыл миру страшную правду о Голодоморе 1932—1933 годов в Украине, вышла на украинском и английском языках в начале сентября усилиями и на средства журналистов нашей газеты. В 1997—2004 годы Джеймс работал консультантом англоязычной редакции «Дня».

«День і вічність...» в рамках Форума издателей во Львове в этом году сразу стала резонансным событием. Не менее знаковым было представление книги среди преподавателей и студентов Национального горного университета и Национального университета в Днепропетровске в начале ноября, а потом, через неделю, — на выставке «Книжный мир» в Киеве.

В Союзе писателей Украины собрались исследователи, архивисты, библиотекари, народные депутаты, преподаватели. Очевидец голода 1932— 1933-го Евгения Даллас специально приехала из США. Ее свидетельства вошли в издание «Oral History/Устная история», изданное Джеймсом в Вашингтоне в 1990 году. Кстати, труд до сих пор не переведен на украинский язык и не переиздан в Украине. Прислала Евгения Даллас свои воспоминания и нам. «Я не могла не написать для этой книги, — рассказывает она. — С Мейсом я познакомилась в 1990 году. Он расспрашивал о пережитом мною. А потом предлагал написать о своем детстве в интернате, которое пришлось на голод, аргументируя тем, что это — история Украины». Сначала вышла ее англоязычная книга «One Woman, Five Lives, Five Countries», а через несколько лет — украиноязычная — «Не вмирає душа наша». Сейчас она ездит по разным странам с лекциями о страшном геноциде украинского народа.

«Выход книги «День і вічність Джеймса Мейса» — очень важное событие для нас, — отметила Лариса Ившина, главный редактор «Дня». — Джеймс поставил нашему обществу диагноз, назвав его постгеноцидным. Одной этой фразы достаточно, чтобы задуматься. Мы до сих пор не осознали, как сложно сейчас из-под обломков выбираться тем, кто уцелел. Иногда мы слишком мало увлекаемся важными изменениями, произошедшими у нас. 22 ноября — тоже повод для восхищения тем, что произошло в прошлом году. Это был реализован тот ген свободы, который остался непораженным, в том числе и Голодомором». «Для меня приход Джеймса в газету был равноценен открытию «второго фронта», — продолжила она. — По его предложению, газета после публикации Джима «Повесть о двух журналистах» напечатала призыв послать в Пулитцеровский комитет заявление об отзыве премии для Дюранти. К сожалению, тогда единицы коллег нас поддержали. А что изменилось сейчас? Я благодарна «Слову «Просвіти» и «Літературній Україні», которые недавно напечатали материалы о Джеймсе. В важных вещах украинские политики, дипломаты и журналисты должны быть особенно последовательными. От этого зависит, будут ли за границей знать о Голодоморе, или распространение информации об этой трагедии будет оставаться усилиями диаспоры, а в Украине это и дальше будет скромным островком знаний. Самая большая награда для Джеймса, чтобы украинцы знали свою историю. Живая память — более крепкие корни для такой трагедии, и для того бессмертия, которое заслужил от украинцев Джеймс Мейс. Когда Виктор Ющенко на похоронах Джеймса сказал, что Мейс будет Героем Украины, то, мне кажется, по этому поводу не нужны референдумы. Даже если он не будет иметь этого звания официально, а не всех тех, кто имеет, можно сравнить с Джимом, в наших сердцах Мейс навсегда останется настоящим Героем Украины».

Живым свидетелем Голодомора является Анатолий Димаров, который первым среди украинских писателей описал события 1933-го. «Мы очень любим мертвых и не любим живых, — начал он. — Особенно, когда эти живые являются пророками. Тогда они мешают нам спокойно жить. Выпустив книгу трудов Мейса, газета «День» совершила подвиг. Я сам пережил голод 1932—1933 гг. Сам ел блины из цветков акации — больше есть было нечего. Вспоминаю, что после голода в моем большом селе на Полтавщине в школе, где раньше работало 30 учителей, не осталось ни одного — все выехали, потому что некого было учить — все дети умерли».

Американец Морган Вильямс, известный коллекционер живописи и графики на тему украинского Голодомора, рассказал, как в середине 90-х они с Джеймсом начали поиск работ, на которых бы были отображены события 1932— 1933 гг. в Украине. Как оказалось, такие произведения было непросто найти — художники боялись обращаться к этой проблематике. Сейчас коллекция насчитывает около двух тысяч картин и плакатов. Кстати, в книгу, которую презентовали, вошла его переписка с Джеймсом Мейсом. Морган Вильямс также продолжает заниматься архивом Джеймса Мейса. Собственно, библиотека и часть тех документов, которые Мейс перевез в Украину, по его завещанию уже переданы женой в Национальный университет «Киево- Могилянская академия».

На вечере памяти выступили народные депутаты Степан Хмара и Геннадий Удовенко, Василий Марочко из Ассоциации исследователей Голодомора.

А в завершение разговора Наталья Дзюбенко-Мейс сказала: «В прошлом году 22 ноября, когда тысячи людей стояли на Майдане, мы, несколько человек, с колосками и цветами были возле памятного знака жертвам голода на Михайловской площади. Тогда проходил съезд Международной ассоциации исследователей Голодомора. Вспоминаю, как я подумала о том, что нас очень мало и мы не бережем друг друга. Недаром писала об этом феномене проклятия Голодомора. Я была другом Владимира Маняка и Лидии Коваленко, женой Джеймса Мейса, поэтому знаю, какая это катастрофически тяжелая тема! Изучая ее, надо выдавливать раба из себя и других и вытаскивать на свет Божий человека. И этот процесс освобождения недавно только начался».

Значительная часть христиан в ноябре традиционно правят службы по умершим. С 2003 года последняя суббота этого месяца стала для украинцев Днем памяти жертв Голодомора и политических репрессий. Очевидно, почитание в этом году памяти миллионов безвинно погибших неофициально уже началось презентацией книги «День і вічність Джеймса Мейса». В пятницу в Украинском доме откроется выставка живописи, плаката и графики на тему голода в Украине, которую привез Морган Вильямс. А 26 ноября — день, когда зажигают свечу в окне. Начало этой энергетически концентрированной акции также положил Джеймс Мейс.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ