Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ярмарка, вертеп, чудеса

В Театре юного зрителя — премьера
22 ноября, 2005 - 19:53
ВАЛЕНТИН ТОМУСЯК В РОЛИ ПТИЦЕЛОВА

В Киевском академическом театре юного зрителя на Липках состоялась премьера спектакля по пьесе Яна и Ирины Златопольских «Ярмарковий гармидер». Режиссер спектакля — заслуженный деятель искусств Украины — Виктор Гирич.

Ярмарка создана для чудес. Где, как не здесь, собираются самые колоритные персонажи: на людей посмотреть, себя показать. А где веселье и горилка через край, там и хвостатому не ровен час появиться. Особенно если его очень ждут, зовут и даже пытаются высидеть, словно цыпленка, как Пан и Пани — до слез комичные герои артистов Марины Лях и заслуженного деятеля искусств Украины Сергея Савчука.

На сцене — хатка с соломенной крышей на фоне чуть туманного неба (сценография заслуженного деятеля искусств Украины Андрея Александровича-Дочевского). «Тиха украинская ночь». Но вдруг оказывается, что хатка-то вовсе не простая, а вертепная: подымается соломенная крыша, открывая второй «этаж». Ярмарочное представление начинается!

Персонажи спектакля наделены кукольной пластикой. Грим утрированный и гротескный: уж если личико у дивчины румяно, то ярко и во всю щеку, а усы у парубков такие, что сам Тарас Бульба позавидовал бы.

В основе спектакля — три поучительные истории, участником которых становится птицелов (Валентин Томусяк), поймавший в свои силки волшебную птицу (Анжелика Горб). Он пытается продать свою птицу на ярмарке, но она отказывается петь в клетке. Как выкуп за свою свободу птаха предлагает три мудрых совета, понять бесценность которых птицелов сможет, лишь оказавшись в трех разных жизненных ситуациях.

Валентин Томусяк примеряет на себя сразу три образа, для каждого из которых придуманы особенные способы сценического выражения. Например, играя Дрантюха, артист наделяет его пластикой Чарли Чаплина. Торопливая походка вразвалочку, по-собачьи голодное выражение глаз, плащик из лоскутков — собирательный образ вечно ищущего что-то поесть бедолаги.

Ярмарчане выступают тут не просто массовкой: каждый из них — хорошо запоминающийся самобытный персонаж, обладающий своим характером и той неповторимой изюминкой, что не дает затеряться среди других. Они поют народные песни, их юмор — истинный, характерный, остроумный и ничуть не обидный, а россыпь пословиц и поговорок — настоящий кладезь народной мудрости.

На втором уровне хатки, словно в клетке, сидит птаха. В вертепных представлениях верхний этаж скрыни традиционно предназначен для игры сакральных, библейских представлений. Не потому ли образ узницы птицелова явно напоминает священное создание, быть может, светлокрылого ангела, пришедшего, чтобы нести свет.

Сюжет «Ярмаркового гармидеру» чем-то похож на пушкинскую сказку о золотой рыбке. Вот только рыбка, пойманная в сети, хоть и выполняла желания, жестоко проучила своих ненасытных мучителей. А волшебная птица дает возможность самому понять, к чему приводит излишняя скупость — не только материальная, но и духовная.

Этот спектакль, нарисованный яркими фольклорными красками, хоть и поставлен театром в детский репертуар, на самом деле будет интересен и взрослому зрителю. Потому что «Хто це побачить — матиме неабияку вдачу!».

Ирина ВРАТАРЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ