Европейский ислам — не религиозная проблема
Известный на Западе исламский теоретик Тарик Рамадан считает, что нельзя рассматривать последние драматические события во Франции только как конфликт цивилизаций,— вместо этого необходимо заняться решением социальных проблем иммигрантов в Европе. «Конечно, за всем, что происходит во Франции (а теперь и в других странах), стоят группы деклассированных вандалов, однако у самых мирных иммигрантов складывается впечатление, что их «ни во что не ставят, что на них смотрят свысока и в любой момент могут оскорбить, унизить». Тарик Рамадан призывает правительство европейских стран не «исламизировать проблемму пригородов — это проблема социальная, а не религиозная. Но сегодня все одержимы идеей религиозной розни, никто и не думает о неравномерном социально-экономическом развитии, о сравнении пригородов-гетто и зажиточных благоустроенных районов», а также об укоренившемся расизме. Наличие в стране «второсортных граждан» является реальностью, которой никто не занимается. Рамадан, которого многие считают идеологом европейского ислама, ставит акцент также на том, что европейские мусульмане не должны замыкаться в своих общинах, что им необходимо получать европейское образование и активно участвовать в общественно-политической жизни Европы. Только таким путем можно содействовать распространению ислама. Рамадан написал более 20 книг, посвященных этой проблеме, последняя из которых («Что значит быть европейским мусульманином?») получила широкую известность. («France Press»)
Католики и лютеране не отказываются от экуменизма
Экуменизм все еще принимается не всеми христианами и требует постоянного диалога между отдельными церквями. Сегодня особенно сильна традиция такого диалога между Католической и Лютеранской церквями — между их представителями не прерывается традиция совместных богословских исследований, обмена мнениями, объединенных конференций. На прошлой неделе римский папа Бенедикт ХVI на встрече с лидерами лютеранской всемирной Федерации высказал им благодарность за присутствие на похоронах своего предшественника, а потом — на его инаугурации. По мнению папы, диалог католических и лютеранских богословов оказался очень плодотворным — уже устранены некоторые серьезные богословские разногласия между двумя церквями. Папа подчеркнул, что этот диалог особенно важен «в атмосфере всеобщей неуверенности в христианских истинах и в христианских этических нормах, которые еще совсем недавно никто не поддавал сомнению». Римский папа также напомнил, что уже идут приготовления к 500-летию Реформации, юбилей которой припадает на 2017 год. В этих условиях богословы разных конфессий должны стремиться к более глубокому пониманию того, «что нас объединяет и что до сих пор разделяет, а также того, что мы можем взаимно простить друг другу». (Всемирная Федерация лютеран существует с 1947 года; в ее состав входит 66 миллионов верующих.) (PortalWiara.ru)
Райс обвиняет Россию
На прошлой неделе госсекретарем США Кондолиззой Райс был представлен ежегодный доклад о свободе совести в странах мира. Раздел доклада, посвященный России, содержит развернутый анализ ситуации со свободой вероисповедания за последний год. Значительное место в нем посвящено православию, чей особый статус в российском государстве, по мнению авторов доклада, приводит к тому, что другие религии последовательно оттесняются на второй план. Эта тенденция начала проявляться особенно заметно в 1999 году. Деятели Русской православной церкви считают, что в России сложилась «особенная модель сотрудничества государства с религиозными организациями». Более того, «многие государственные чиновники отождествляют православие с принадлежностью к русскому народу. Это выражается в особых отношениях православной церкви и государства», — отмечается в докладе. Одним из конкретных проявлений «особого положения» авторы считают то, что православная церковь поддерживает тесные связи со многими российскими министерствами и ведомствами, включая минздрав, минобразования, минобороны, МВД, МЧС, Федеральную налоговую и Федеральную пограничную службы. Доклад напоминает также, что в ходе избирательных кампаний предвыборные штабы — как на федеральном, так и на местном уровнях — часто привлекают к своей работе православных священников.
В докладе подробно анализируется ситуация с религиозными меньшинствами. По мнению исследователей, в сегодняшней России меньшинства считаются чем-то враждебным или по крайней мере чужеродным. Среди тех, кто пострадал в течение последнего года от произвола властей, авторы доклада называют «Свидетелей Иеговы», сайентологов, кришнаитов, Армию спасения. Полностью согласен с выводами, сделанными в этом докладе, и председатель Духовного управления мусульман азиатской части России муфтий Нафигулла Аширов. «Сегодня ваххабизм — удобный ярлык, позволяющий правоохранительным органам проводить любые репрессивные действия в отношении российских мусульман». Еще одним фактом, не согласующимся с принципом свободы вероисповедания, авторы доклада считают растущее в России вмешательство силовых структур (например ФСБ) в дела религиозных меньшинств. Это вмешательство имеет самые разные проявления — от отказа в выдаче въездных виз до тщательного контроля на территории России.
Руководство РПЦ считает выводы внешнеполитического ведомства США «предвзятыми». Зампред отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Марк заявил, комментируя доклад: «Каждое государство живет, руководствуясь своими историческими традициями, например, в Америке существует одна модель сотрудничества с религиозными организациями, в европейских странах другая, а в России третья... В России РПЦ имеет такие же права, как и другие религиозные организации, и я считаю, что у нас нет никакого ущемления прав верующих».
P.S. Среди бывших советских республик помимо России наибольшую озабоченность вызывают у американцев Узбекистан и Беларусь. В Узбекистане власти усилили кампанию против несанкционированных исламских групп, подозреваемых в экстремистских взглядах. А в Беларуси «продолжаются преследования некоторых религиозных течений — «агентов иностранного культурного или политического влияния». Например протестантов из-за их предполагаемых связей со США». (Российские ЗМИ)
В Италии вспоминают Максима Березовского
6 ноября в Болонье собрались многочисленные представители украинской диаспоры Италии — в этот день в филармонии города проходил вечер памяти украинского композитора Максима Березовского. Организатором праздника выступило Христианское общество украинцев в Италии и украинская приходская община города Болоньи (настоятель о. Василий Поточняк) при поддержке Посольства Украины в Италии. Празднование началось с литургии в болонском храме св. Тела Господнего. В торжественной академии, которая состоялась в филармонии, приняли участие музыканты и администрация филармонии, представители Посольства Украины в Италии и Христианского общества украинцев в Италии. По случаю праздника в библиотеке Болонской филармонии было открыто экспозицию архивных документов, связанных с пребыванием Максима Березовского в городе. Документы, в частности, свидетельствуют, что Максим Березовский стал вторым — после Моцарта — композитором-чужеземцем, имя которого было когда-то выгравировано на мемориальной доске этого центра культуры и искусств — Болонской филармонии. В память о композиторе библиотеке филармонии установлена мемориальная доска, выполненная львовскими скульпторами. Оплатили работу и праздник украинцы из разных городов Италии. (RISU)
P.S. Максим Березовский (нач. 1740 — 1777 гг.) из Глухова, учился в Киевской духовной академии. Весной 1769 года выехал для обучения в Италию, к знаменитому педагогу и композитору Мартини. Испытанием для Березовского было сочинение полифонического произведения на заданную тему. За несколько месяцев до него такое же испытание выдержал четырнадцатилетний Моцарт. В Болонье Березовский получил статус иностранного члена академии.