На съемочной площадке Вячеслава Криштофовича — строго. Если съемки, то все за пределами кадра замирают и немеют. Если идет подготовка, то выкладываются, как могут. Особенно сейчас, когда до завершения съемок нового сериального проекта «1+1», детектива по книге Татьяны Устиновой «Первое правило королевы», остались считанные часы. После чего исполнительница главной роли Юлия Высоцкая вернется в Москву, к детям, мужу Андрею Кончаловскому и своей кулинарной программе «Едим дома». А Вячеслав Сигизмундович возьмется за монтаж. Тоже без баловства. Потому как телевизионный эфир простоев не любит и новых сериалов ждет как манны небесной.
— Почему вы решили экранизировать именно Татьяну Устинову?
— Во-первых, потому что здесь был лучше сценарий. Во- вторых, потому что мне кажется, что из всех этих модных детективщиков Устинова пишет лучше всех. Мне пришлось их перечитывать, когда заказчики просили меня ознакомиться с этой литературой. При всех «но» Устинова пишет довольно прилично. Идея заняться ее произведениями появилась довольно давно. Дело в том, что несколько лет шли переговоры с нашими партнерами из России, но я был занят другими фильмами. А тут так получилось, что и «1+1» активно ею занялся, и я оказался свободен. И взялся за съемки двух детективов — «Седьмое небо» и «Первое правило королевы».
— Александра Лазарева- младшего вы пригласили на главную роль в «Седьмом небе», памятуя о вашей совместной работе в «Приятеле покойника»?
— В том числе. Знаете, я привязываюсь к актерам. И когда начинается новый запуск, в первую очередь думаю о «своих», знакомых артистах. Была роль для Лазарева в предыдущем сериале, но к началу съемок он приболел, и пришлось его заменить. А на этот раз все получилось.
— Александра часто приглашают на роли отрицательных героев. А в «Седьмом небе» его герой Егор Шубин обладает и положительным, и отрицательным зарядами...
— Практически у любого хорошего актера есть наличие широкого актерского диапазона. Александр может быть разным, и это ценно. Здесь нужно не просто эксплуатировать свою внешность, органику, — нужно быть актером. На самом деле, если артиста снимают в одном амплуа, это не его проблема, а проблема режиссеров, которые его снимают. Я вам сейчас приведу уникальный пример — Инна Чурикова. Она может быть любая! Янковский — может быть любым.
— Вы его не хотите пригласить к себе в какой-нибудь сериал?
— А он принципиально не снимается в сериалах. Мои друзья — Збруев, Абдулов несколько раз говорили — придумай что-нибудь, чтобы мы все могли сняться. Збруев, если и снимается, то в очень коротких сериалах — например, четыре серии. Абдулов снимается, а Янковский нет.
— А с Ольгой Сутуловой, исполнительницей главной роли, вы раньше работали?
— Нет, в первый раз. Я видел ее в картинах. По-моему, она прекрасно подходит на эту роль. Я боялся, что у нее не будет времени. Но мне везет в том плане, что есть какая-то биография, и многие актеры видели мои фильмы. Говоря проще — репутация режиссера, не до конца испорченного сериалами. Поэтому актеры идут ко мне, в основном, охотно.
— Вы интересовались работами режиссеров, которые до вас экранизировали Устинову?
— Специально — нет. Видел что-то из того, что снимал Матешко, но отрывками. Праченко только-только закончил съемки «Близких людей» и «Развод и девичья фамилия». Но одной стилистики здесь все равно быть не может. Все фильмы разные. Главная проблема — чтобы в «устиновских» историях не мелькали одни и те же актеры. У предыдущих режиссеров был больший выбор. У меня — меньший. Даже среди наших киевских артистов. Я люблю наших актеров, стараюсь их снимать, но здесь я не смог их занять. Например, Настя Сердюк, Сергей Чонишвили уже снимались у Матешко. И постепенно я потерял несколько привычных своих артистов. Любимых.
— Зато, наверное, мест для съемок в Киеве хватает.
— Хватает. У нас редко бывает, что мы весь день снимаем в одном месте без переездов. Бывает один, два, три переезда. Вот нашли хороший объект для холдинга Кольцова, где работает наш главный герой. Нас пустили в очень богатый офис в бизнес-центре «Мандарин-Плаза». Я раньше таких не видел... Разве что по телевидению в Белом доме. Спасибо этим людям — не испугались. Нам нужно было снять весь объект за три дня. Причем, зацепить что-то или где-то поцарапать стенку — это исключено!
— Наверное, все равно, что «Мерседес» поцарапать.
— Гораздо хуже! Этот офис стоит намного больше, чем любой «мерседес». Больше чем десять «Мерседесов». Но найти такие роскошные объекты съемок — колоссальная проблема. Мы бросили клич по всем знакомым. А поскольку и оператор, и я — люди, мягко говоря, взрослые, то и знакомые у нас есть взрослые, занимающие высокое положение. Вот и нашли. Часто бывает, что благодаря нашим знаменитым актерам нас пускают в нужные объекты. Как-то для сериала «Под крышами большого города», где снимался Олег Басилашвили и Екатерина Васильева, мы нашли очень хороший домик. Нам разрешили там работать, но он нам не подошел. Мы уехали оттуда, а когда захотели задействовать в другом сериале, нас не пустили. Объяснили: «Мы вам разрешали только из-за этих двух артистов. А ваших новых артистов мы не очень любим».
— О музыке вы уже думаете для фильма?
— А что тут думать?! У меня есть композитор — Евгений Дога. Мы уже сделали с ним две картины. Правда, сейчас многие пишут музыку по сценарию. Я считаю, это неправильно. Это человек немножко другой подготовки, и надо, чтобы он увидел изображения, лица, ритм, чтобы он понял, что ему надо написать.
— Не собираетесь взяться за кинокартину?
— Экранный проект у меня есть, но он еще не готов. Какой? Это секрет. Хочу снять на студии Романа Балаяна «Иллюзион», где сделал четыре фильма. Но сперва завершу эти два детектива. Самый длинный мой сериал был на 12 серий. А тут будет два фильма по пять серий. Мы снимаем по семь минут в день. Раньше мы метрами мыслили, а теперь минутами. Раньше снимали 160 секунд — почти 3 минуты, это была максимальная выработка. А тут — семь! Я хорошо отношусь к сериалам, просто в сериалах — бюджет, график работы… Снимать надо так быстро, что качественно практически невозможно.
— И как вы достигаете результата при таких условиях?
— На износ. Иначе не назовешь. Боремся, чтобы перед собой не было стыдно. Со мной работают, в основном, не телевизионщики, а кинематографисты. У них есть свое самолюбие и своя репутация. И каждый на своем месте старается делать дело по-киношному качественно. Когда идут съемки, меня нет ни для кого.