В Украине катастрофически не хватает качественного детского медиапродукта. Такой вывод можно сделать, исходя из исследования, которое недавно заказала инициативная группа «Хуха-Моховинка». В опросе участвовали 211 детей в возрасте от 5 до 12 лет. И ни один респондент не назвал детскую телепередачу украинского производства, которую бы он смотрел. Западные же программы в Украине закупаются не очень активно. Только в Харькове несколько респондентов заявили, что смотрят детские телепередачи, поскольку у них кабельное телевидение транслирует два западных специализированных детских телеканала.
Вакуум в детских телепередачах заполняется взрослым телепродуктом. Самой большой популярностью среди детской аудитории пользуются сериалы: «Моя прекрасная няня», «Кармелита», «Флорисьента», «Исцеление любовью», «Клон». Более того, любимые телепередачи детей — это «Окна с Дмитрием Нагиевым» и подобные ток-шоу.
Что касается книг, то специалисты отмечают: дети дошкольного возраста еще могут вспомнить детские сказки, которые были написаны в советский период, поскольку именно эти сказки читают им родители. Самостоятельно и сознательно дети выбирают книги начиная с 8 лет. При этом заметное преимущество отдают фантастике и приключениям. Но на самом деле речь идет об одной и той же грамотно популяризированной серии книг о Гарри Поттере. Просто одни дети относят эти книги к фантастике, а другие — к жанру приключений.
Как отмечает Ольга Арканова, начальник службы по делам несовершеннолетних Киевской городской государственной администрации, заместитель председателя комиссии по гуманитарным вопросам Киевского городского совета, сегодня детям нечего смотреть по телевизору, слушать по радио и даже читать. Несмотря на то, что сегодня в Украине действует 2881 субъект издательского дела, за период с 1999 по 2005 гг. — только 16% издательств издавали детскую литературу. Не создан за последние годы ни один привлекательный мультипликационный герой. В то же время компьютерные технологии развиваются с молниеносной скоростью. И из-за отсутствия альтернативы, дети выбирают именно виртуальные развлечения — обычно кровавые драки и «стрелялки». Иными словами, самая большая проблема современных детей, как считают эксперты, — это компьютер. У детей, которые много времени проводят за компьютерными играми (24% респондентов во всех возрастных группах), реальной игрушки как таковой не существует. И в качестве желаемой они называют новые релизы компьютерных игр, которые только выходят на западные рынки. А также — современную «экипировку» для своих домашних компьютеров, чтобы можно было играть в новые игры. «Ребенок ощущает себя более уверенным в виртуальном мире, чем в ненастоящей реальности», — констатирует О. Арканова.
Как отмечает Анастасия Владычинская, инициативная группа «Хуха-Моховинка», еще в 2003 году украинские парламентарии заявляли, что в Украине нужно развивать рынок средств массовой информации для детей. Но прошло два года, и никто не заметил изменений. «Проблема в государстве такая, что мы забываем не только рожать, но и воспитывать тех, кого родили. 90% украинских детей не проявляют креативности, 70% региональных поселков не имеют спортивных секций, детские телепередачи занимают только 5% эфира, а из них 60% содержат высокий уровень агрессии. Более того, 50% родителей вообще не знают, что нравится их детям», — говорит А. Владычинская.
КОММЕНТАРИИ
Юрий КАЛАШНИКОВ , практический психолог Государственной социальной службы для молодежи:
— Развитие ребенка непосредственно зависит от семьи, в которой он находится. Основная проблема воспитания детей кроется в родителях, которые совсем не уделяют внимания своим детям. По официальными данным, большинство родителей общаются с детьми не больше одного часа в сутки. Массовые разводы в нашем государстве свидетельствуют о нестабильной социальной основе, и соответственно ребенок растет социально незащищенным и неадаптированным к нормальным условиям жизни. Не последнюю роль в сложившейся ситуации играют средства массовой информации, среди которых почти полностью отсутствуют детские передачи. Таким образом, дети быстро входят во взрослую среду, к которой они еще не готовы. Лучшее, что мы можем сегодня сделать, по моему мнению, — это позаботиться о том, чтобы в школе обязательно был психолог, как для младших классов, так и для старших. Следует активнее привлекать к работе социальных работников. Во всяком случае это должна быть скоординированная и целеустремленная работа.
Александр ГУБЕНКО , главный редактор журнала «Практична психологія та соціальна робота»:
— Существует много белых пятен в освещении детской тематики в средствах массовой информации. Отечественный телеэфир не адаптирован к детским интересам. Только некоторые телепередачи Харьковского производства более- менее создают полезные программы для детей, дают им подходящие советы. На сегодняшний день остается ужасным положение отечественной печатной продукции, нет ни одного научно-популярного периодического издания для детей и подростков. Те журналы, которые ныне покупают родители, обычно содержат рекламную информацию, удовлетворяя только примитивные потребности ребенка.
Аналогичная история и с радиоэфиром. В отличие от советских времен, передачи не содержат полезной информации как для родителей, так и для детей. Что касается книжного рынка, то литературу, которая действительно развивала бы находчивость ребенка, его память, внимание печатают только на Западной Украине — преимущественно в Тернополе и Львове. Причиной этого постыдного положения является неурегулированные экономические и правовые условия в стране.