Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

У соседей — «День народного единства»

3 ноября, 2005 - 19:10

4 ноября новая Россия впервые отмечает «День народного единства». Главным центром торжеств станет Нижний Новгород, откуда в 1612 году вышло народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, чтобы освободить Москву от иноземных захватчиков и таким образом положить начало преодолению Смутного времени. Как известно, «Смутою» историки называют начало XVI столетия, когда после смерти царя Бориса Годунова Московский престол «осиротел» и на него стали претендовать разные самозванцы, поляки, шведы. В стране бушевали войны, мятежи, разруха, беззаконие. Победа ополчения во главе с Мининым и Пожарским заложила основы для выхода Московского государства из Смуты, стала фундаментом новой династии — Романовых, которые правили Россией до февраля 1917 года. Но как до провозглашения в 1613 году юного Михаила Федоровича Романова Московским царем, так и после него в России продолжали происходить бурные и даже невероятные события.

В разгаре Смуты, в августе 1610 года, одно из временных правительств Московского государства («Семибоярщина»), в растерянности перед социальным хаосом, спешно собрало так называемый Народный собор и приняло на нем экстраординарное решение — просить на Московский престол польского королевича Владислава, сына короля Речи Посполитой Сигизмунда III. Исторические документы описывают это так: «По благословению и по совету святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, и митрополитов и прочего духовенства, и по приговору бояр и дворян и дьяков думных, и стольников, и торговых людей, и стрельцов, и казаков, и пушкарей, и всех чинов служилых людей великого Московского государства, мы бояре постановили послать бить челом к великому государю Сигизмунду — королю Польскому и великому князю Литовскому — и к его сыну королевичу Владиславу Сигизмундовичу и просить, чтобы великий государь Сигизмунд пожаловал на Московское и на все великие государства (княжества) Российского царства сына своего королевича Владислава.

Святейший Гермоген патриарх Московский и весь освященный Собор Бога молят и Владислава на Российское государство хотят с радостью. Мы и всех чинов люди московские великому государю королевичу Владиславу и детям его целовали святой животворящий крест на том, что нам ему во веки служить, как прежним прирожденным государям служили. И должен королевич Владислав, будучи на Российском государстве, церкви Божии по всем городам и селам чтить и от разорения оберегать и святым Божьим иконам и чудотворным мощам поклоняться, а костелов и иных вер молитвенных храмов в Московском государстве нигде не ставить. А что говорил Коронный гетман литовский (Жолкевский), чтобы в Москве был хотя бы один костел для людей польских и литовских, которые при государе королевиче будут состоять, о том государю королевичу с патриархом и со всем духовным чином, и с боярами, и со всеми думными людьми договариваться. Но нашей православной веры греческого закона ничем не нарушать и не бесчестить и иных никаких вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему». Как видим, православный патриарх, московские бояре и люди «всех чинов» пригласили тогда на московский трон королевича Владислава — католика, и поклялись верно служить ему, что было чревато в будущем не только светской, но и церковной унией. Время было драматическое — нужно было спасать страну любыми возможными средствами. Московиты проявили тогда значительно больший патриотизм, чем православные греки Константинополя, которые в роковое для своей страны время говорили: «Лучше султанский тюрбан, чем папская тиара!».

Стоит отметить, что среди многих других активных и последовательных сторонников коронации Владислава на Московский трон, был также знаменитый князь Дмитрий Пожарский. А в составе посольства к королю польскому Сигизмунду III, которое поехало просить на царство королевича Владислава, находился также отец будущего Московского царя Михаила митрополит Филарет (Федор Никитич Романов). Между прочим перед этим Филарет прилежно служил двум самозванцам — Лжедимитрию I и Тушинскому вору.

Польский королевич, однако так и не стал московским царем. Как писал позже псковский летописец, «народи же не восхотеша тому быти» — народ, особенно казаки, активно сопротивлялся избранию иноземца на российский трон. А в качестве возможного кандидата все чаще называлось имя сына Федора Никитича Романова — Михаила (Романовы имели некровное «родство» с Рюриковичами — Анастасия, первая жена Ивана Грозного, была из семьи Романовых). И в 1613 году Михаил Романов был провозглашен царем Московским. Однако, войны и интервенции продолжались в Московском государстве еще несколько лет. А королевич Владислав долго, упорно считал и именовал себя всенародно избранным, законным Московским государем и пытался утвердиться на «своем» троне силой оружия (Обманули человека!).

В походе Владислава на Москву в 1618 году очень заметную роль играли украинские казаки под началом гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, воевавшие на польской стороне. Тогда вышло так, что Владислав, надеясь на легкую победу, остался под Москвой почти без войска, денег и продовольствия. Корона Польская вынуждена была обратиться за помощью к гетману Конашевичу-Сагайдачному и даже согласиться на его требования: 1) расширение казацкой территории в Речи Посполитой; 2) свобода православной веры в Украине; 3) увеличение реестрового казацкого войска; 4) признание со стороны Речи Посполитой судебной и административной автономии Украины. И в начале августа 1618 года, собрав 20-ти тысячное казацкое войско, гетман быстро двинулся на земли Московского царства, захватывая «хитро- мудрым способом» все города и городки на своем пути. Разгромив выставленных против него московских «бояр со всем войском», гетман соединился с остатками польского войска и вступил в Москву в районе Арбатских ворот; казаки начали штурм, уже были выломаны Острожные ворота. Однако случилось нечто неожиданное — Сагайдачный приказал прекратить осаду и отступить от Москвы. Почему? Что случилось? Историки до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос.

Как всем хорошо известно, либретто оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» (советское название «Иван Сусанин») рассказывает о том, как в Смутное время был спасен от польских интервентов Михаил Романов. Очень и очень вероятно, что тогда за юным Романовым охотились вместе с поляками также украинские казаки. Как легко достать дно нашей общей с Россией истории!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ