Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Орел крымскотатарского народа

28 октября, 2005 - 20:41
АМЕТ-ХАН СУЛТАН

В Крыму отмечается 85-летие со дня рождения известного крымскотатарского летчика, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. Много общественных организаций приняли участие в возложении цветов к памятному знаку в Симферополе, установленному в канун 80-летия героя. Цветы возложили также представители меджлиса крымскотатарского народа. В Международном детском центре «Артек», где он отдыхал в юношеские годы, состоялось открытие передвижной выставки «Жизнь, отданная небу». В холле дворца «Суук-Су» представители министерства культуры и искусств республики, директор музея Амет-Хана Султана в Алупке Мустафа Мустафаев, генеральный консул Российской Федерации в Симферополе Александр Николаев, начальник школы летчиков-испытателей подмосковного Жуковского Владимир Кондратенко, летчик-испытатель Владимир Бирюгов, ветераны Великой Отечественной войны, представители общественности Крыма почтили память героя.

Алупкинскому музею гости из России подарили книгу об Амет-Хане Султане. В предисловии к ней бывший вице-мэр Москвы В. Шанцев пишет: «Родившийся и выросший в простой семье дагестанца и крымской татарки, он с юных лет рвался в небо. С первого и до последнего дня войны находился в действующей армии. И всегда оставался патриотом, человеком, всецело посвятившим свои жизнь, знания и опыт служению Отечеству». Заслуженный летчик-испытатель СССР Георгий Шиянов пишет: «Это был летчик огромного, редчайшего дарования. Того, что сделал Амет-Хан как испытатель, хватило бы на долю многих профессионалов. Мы называли его летчиком от Бога». О боевом пути героя рассказывают экспонаты, представленные на выставке. Один из них — макет стратегического реактивного бомбардировщика Ту-16ЛЛ, на котором Амет-Хан в составе экипажа из пяти человек 1 февраля 1971 года совершил свой последний полет...

…Судьба, оберегавшая Амет-Хана на фронте, нанесла безжалостный удар тогда, когда казалось, что самое страшное позади. Еще в ходе боев за освобождение Севастополя Амет-Хан получил весточку из Алупки о том, что его отец и мать живы. Командование разрешило ему краткосрочный отпуск. Погостить несколько дней у родителей Амет-Хана остался и его близкий друг летчик Павел Головачев. Наступило утро 18 мая 1944 года. Еще до восхода солнца крики и плач матери заставили Амет-Хана в одном белье выйти во двор. Летчик увидел страшную картину: несколько солдат держали его мать и отталкивали от нее отца. Амет-Хан кинулся на солдат, завязалась драка. Но тут вышел Павел Головачев в летной форме с множеством орденов и Звездой Героя Советского Союза. Солдаты отпустили Амет-Хана. «Товарищ капитан, — обратился один из них к Головачеву, — выполняем приказ Главнокомандующего о выселении всех жителей татарской национальности из города…» Впоследствии Амет- Хан никогда не рассказывал своим близким и друзьям о подробностях того страшного дня. Известно только, что командование полка и его боевые друзья в ту же ночь сделали все возможное, чтобы добиться от Москвы разрешения не выселять родителей Героя. В тот день мать героя оказалась, вероятно, единственной крымской татаркой, которую обошла страшная участь депортированной…

Об Амет-Хане Султане незаслуженно мало писали в советское время, поэтому неспециалисты за пределами Крыма знают о нем мало, многие люди в Украине вообще не слышали этого имени. Из-за цензуры даже его известным на всю страну боевым побратимам приходилось прибегать к немыслимым ухищрениям, чтобы мемуарах указать имя своего бесстрашного друга. Зато Амет-Хана Султана сразу узнавали в московской приемной ЦК КПСС, куда он как активный участник национального движения в сопровождении своих соотечественников приходил для передачи вождям очередного обращения с требованиями о возвращении крымскотатарского народа на Родину...

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Алупке. Учился в Симферополе в ФЗУ и в местном аэроклубе. В январе 1939 года крымский аэроклуб рекомендовал Амет-Хана для поступления в Качинскую школу военных летчиков, что совпало с желанием самого юноши, — он уже не мыслил своей жизни без авиации. В 1940 году выпускник Качинской школы военных летчиков, младший лейтенант Амет-Хан Султан направляется для прохождения службы в Бобруйск, а затем в 4-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся под Кишиневом. В первый день войны — 22 июня 1941 года — Амет-Хан Султан совершил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку, ему сразу же пришлось атаковать наступающего врага. Боевой путь прославленного летчика за четыре года войны пролег через все фронты и завершился в небе над поверженным Берлином. Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, из них 70 — для атак противника. Он провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 самолетов противника, а в составе группы — 19 вражеских машин. На его счету также совершенный им таран самолета противника. Дважды — 24 августа 1943 года и 26 июля 1945 года — ему присваивалось звание Героя Советского Союза.

С августа 1945 года Амет-Хан Султан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Но в начале 1946 года подполковник Амет-Хан подает рапорт об отчислении. Официальная версия — недостаток теоретических знаний. При этом отчисление из академии автоматически означает увольнение в запас из Вооруженных Сил. Сегодня биографы летчика пытаются понять логику этого поступка, ведь сразу после увольнения из академии Амет-Хан Султан прилагает усилия к тому, чтобы вновь возвратиться к летной профессии. Из этого следует вывод, считают исследователи его биографии, что отчисление из академии не было добровольным. По свидетельству многих его друзей, виной всему была его национальность и упрямство: несмотря на то, что и друзья, и политработники настоятельно советовали ему указывать в анкетах национальность не матери, а отца — лакец, Амет-Хан демонстративно подчеркивал, что он — татарин. Известен случай, когда раздосадованный напористостью таких «доброхотов», Амет-Хан жестко бросил им в лицо: «Ищите своего сына там, где его потеряли. Я — сын крымскотатарского народа«…

Благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института под Москвой. Его постоянное стремление к выполнению наиболее рискованных экспериментов не остается незамеченным коллегами-специалистами: в 1949 году ему присвоен третий класс летчика- испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем 1-го класса. Именно ему поручаются самые ответственные и рискованные испытания, без которых вряд ли было возможным столь стремительное развитие советской авиации нового поколения. Так, в июне 1949 года Амет-Хан Султан совместно с А.П. Якимовым проводит отработку системы автоматической дозаправки самолетов методом «с крыла на крыло». В июне 1949 года Амет-Хан совместно с И.И.Шелестом на самолете Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе. В конце 1949 года Я.И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полет на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И. Микояна И-320 («Р-2»). В 1951— 1953 годах Амет-Ханом Султаном совместно с С.Н. Анохиным, Ф.И. Бурцевым и В.Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС («Комета-3»). Аналог подвешивался под самолет Ту-4КС, самолет-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолет-снаряд. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолет-снаряд летел к цели. Именно Амет-Хан Султан 4 января 1951 года выполнил первый полет «Кометы» с земли, а в мае 1951 года — первый старт с самолета-носителя, кроме того — большое количество испытательных полетов с отцепкой от самолета-носителя в воздухе. Известен случай, когда в одном из испытательных полетов после отцепки двигатель самолета-снаряда сразу не запустился, и только благодаря выдержке Амет-Хана, который не воспользовался катапультой, а продолжал попытки запуска двигателя, увенчавшиеся успехом лишь у самой земли, машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану была присуждена Сталинская премия 2-й степени…

В 1953 году Амет-Хан Султан испытывал управляемость самолета на сверхзвуковых скоростях полета. Эти полеты выполнялись на самолете СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.

Множество полетов были выполнены Амет- Ханом Султаном для отработки систем катапультирования из различных типов самолетов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла парашютистом-испытателем В.И. Головиным, на самолете МиГ-15УТИ произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Горючее хлынуло в кабину, каждую минуту мог вспыхнуть пожар и самолет взорвался бы. Амет-Хан мог бы катапультироваться, но в задней кабине пострадал бы парашютист-испытатель. Рискуя собственной жизнью, Амет-Хан успешно предотвратил загорание и посадил самолет. И машина и жизнь товарища были спасены.

23 сентября 1961 года Амет-Хану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР», причем он стал третьим обладателем этого высокого почетного звания. За время летной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов.

Погиб Амет-Хан Султан 1 февраля 1971 года в испытательном полете на Ту-16ЛЛ. Вместе с Амет- Ханом погибли еще 4 члена экипажа, все опытные специалисты. Созданная для выяснения причин аварии специальная комиссия определила, что после взлета не были убраны закрылки, что привело к резким колебаниям летательного аппарата и катастрофической перегрузке. Как тогда, так и сегодня не все специалисты согласны с этим выводом, ибо трудно представить, чтобы экипаж из пяти опытнейших испытателей допустил такую оплошность. В Крыму считают, что история последнего полета Амет-Хана Султана и его коллег-испытателей еще ждет своих беспристрастных исследователей.

Многие летчики и историки авиации считают, что Амет-Хан Султан занимает достойное место среди таких мужественных и верных сынов Отечества, как Владимир Коккинаки, Николай Рыбко, Сергей Анохин, Александр Покрышкин, Иван Кожедуб… У прославленного крымчанина, которого называют орлом крымскотатарского народа, множество высоких наград: две Золотые Звезды Героя Советского Союза, три ордена Ленина, пять — Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. К 85-летию со дня рождения военный летчик удостоен памятной медали Российской Федерации «60 лет Победы в годы Великой Отечественной войны» (посмертно). Она вручена брату Амет-Хана Шамилю Султану, присутствовавшему на открытии выставки в «Артеке». Экспозиция «Жизнь, отданная небу» является частью музея, который в скором времени планируется открыть в Алупке. А начало собранию экспонатов для музея положила жительница Алупки Тефиде Мухтерем, которая еще в 1993 году открыла в городском Доме культуры Комнату памяти Амет-Хана Султана. Фонды музея в последнее время пополнились многими экспонатами, сейчас их более 1200. «Наш долг, — говорит директор музея Мустафа Мустафаев, — сохранить память о герое»…

Рефат ЧУБАРОВ, народный депутат Украины, Никита КАСЬЯНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ