Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мои слова — мое богатство

27 октября, 2005 - 19:52
Владимир ТЕРТЫШНИК

Получить образование, изучить историю и культуру народа, просто взять и объясниться в любви — трудно представить, что все это можно сделать без его величества — Слова!

Оно настолько органически вплетается во все сферы нашей жизни, что, по существу, становится колесом истории, связывающим прошлое, настоящее и будущее в единое целое.

Добротный литературный язык является не только визитной карточкой интеллигентного человека, но часто это еще и признак высокой внутренней культуры. Он обязывает не только красиво говорить, но и благородно действовать. Овладение жемчужинами поэзии и литературы — важное условие духовного роста человека.

В художественной речи писатели и поэты с помощью различных оттенков значения слов и их интонационно- синтаксических связей проводят замысел произведения, выражают свое отношение к изображаемым сюжетам и персонажам, фактам и обстоятельствам жизни, стремятся к образности восприятия и лексико-морфологической выразительности своего произведения. Например, «Собакевич пристроился к осетру...», «Отделавши осетра, Собакевич сел в кресла и хлопал глазами» (Н. В. Гоголь).

Художественная речь — это в основном образно-экспрессивная речь. Экспрессия (выразительность) достигается широким использованием метафор, сравнений, гипербол, слов, имеющих не только семантическое (смысловое) значение, но и несущих эмоциональную окраску — эпитетов, наречий, эллипсисов, метафор, архаизмов и других выразительных средств, а также применением особой ритмики речи (ее интонационного строя).

Оригинальное экспрессивное соединение мысли и поэтического слова видим в сроках: «Я выстужу душу на звездном ветру, / Луну расколю, словно блюдце… / Я нынешней ночью счастливым умру — / Мне страшно несчастным проснуться» (Владимир Шемшученко Исповедь. — Киев: Генеза, 2005); «Постепенно, не спеша. / Вдохновенье не прокисло! / Точно маятник, душа — / Между замыслом и смыслом» (А. Разумный);«Без меня ты станешь игристым, / Но бездомным вином густым. / А я — сверкающим, чистым / Без тебя бокалом... пустым» (Т. Сальникова); «Как в час предвечерний неистово сладок // Зыбучей тиши глоток! // Как липы нежны, и прохладен, и гладок, // На шее скользит — платок» (Т. Половинкина); «Не дает журавлиный клин / На вопросы мои ответы, Где-то слышится звон оков, / Где-то слышится звон монеты (Ольга Благодарова).

Особое богатство литературного языка и художественной речи — метафора. Метафоры — это олицетворение тех или иных явлений природы, образное сближение слов на базе их переносного значения, в буквальном смысле означает «перенос». Они встречаются еще в Библии, а также в произведениях античных и испанских поэтов XVI века. Например: «Страшусь — надеюсь, стыну — и пылаю, / в пыли влачусь — и в облаках витаю» (Петрарка); «Я рыцарь долга, чести раб» (Лопе де Вега).

Тревогу бунтарской души ярко и образно передает киевский поет Александр Кабанов «…Меж двух отчизн, которым я не нужен. / Поэзия — ордынский мой ярлык, / мой колокол, мой вырванный язык; / на чьей земле я буду обнаружен?..»

Точно и выразительно передает замысел своих произведений Владимир Плющиков: «За светлым озером, за полем / Синеет лес, мечтой маня... / Здесь белой пеной колоколен /Россия плещется в меня...»; «Из тысяч грёз я выберу мечту, / Которой никогда не воплотиться... / Глотаю спирт горючий, как водицу... / А птицы... Умирают на лету...»

Метафоры позволяют автору реализовать философские и эстетические замыслы: «Когда задую я свечу, / Судьба кричит — «Перепиши!». / Не знаю — мне ли это по плечу? / Но ветер шепчет — «Поспеши!» / И как тут быть, коль от души, / Вся в ромашках и нежна, Точила мне карандаши / Ее величество — Весна!» (В. Тертышник); «Ну, а когда погаснут свечи / И за окном рассвет вздохнет, / Произнесет: «До скорой встречи», — / Мне тихо память и уйдет» (И. Тальков).

Жесткая правда жизни обрусевшего украинца, безнадежно влюбленного в приютившую его широкоплечую и загадочную Русь, афористично и выразительно звучит в поэзии нашего земляка, поселившегося на развалинах некогда великой нашей общей родины в г. Всеволжске близ Санкт-Петербурга, Владимира Шемшученко: «Бреду по сиротской дороге / Под мертвенным светом луны. / Мы все вспоминаем о Боге, когда никому не нужны»; «Опустилась на кончик пера / Паутинка ушедшего лета. / Никогда столько синего цвета / В небесах я не видел с утра»; «О России кричать не стану — / В ноги матери поклонюсь / И в грядущее смело гляну: / Закручинилась по тирану / Полонянка — святая Русь».

Непревзойденной экспрессией чаруют поэтические строки украинской поэтессы Лины Костенко. Оригинальные метафоры и красивые образы можно найти в произведениях классиков поэтического слова, поэтов современности Игоря Позняка, Евгения Юхницы, Галины Калиниченко, Сергея Залаты, Анатолия Поповского, Сергея Обухова, Ольги Королевой, Инны Ковалевой, Тани Половинкиной, Лады Ефремовой, Ольги Благодаровой, Анастасии Невинной, Александра Разумного. Легким поэтическим озоном метафор наполнены строки молодых поэтов Анны Ореховой, Тани Сальниковой, Ивана Храмовника, Екатерины Смирновой, Ланы Алешкиной, Алики Белой, Ирины Ревы, Ангелины Колесник, Макса Ларина, Беллы Савицкой, Максима Лаврентьева, Елены Макшиной и многих других мастеров слова.

В особенности заметно это в поэзии любви: «Лодка у причала / В тишине тоскует, / Речка с нежным всплеском / Берега целует»; «Я стихи писала / Веточкой от ивы, / А сама гадала / Как же быть счастливой» (Ольга Благодарова Загрозило лето // Крила. —2003. — №4. — С. 73—76).

Открытием для многих может стать неподражаемая богатством изысканных метафор поэзия Леонида Губанова: «Махну в луга, пришпорив мысли, / За тем рассветным серебром, / Где утро, где на коромысле / Смеются ведра с сентябрем, / Где песней тишина подкрасится, / Где грусть моя договорит, / Где женщина как первоклассница, / В ромашках с ног до головы».

Безусловно, богатейшую и эстетически утонченную метафорическую палитру изысканной художественной семантики являет собой поэзия Сергея Есенина. Многим известны строки: «Кудрявый сумрак за горой // Рукою машет белоснежной»; «Поет зима аукает // Мохнатый лес баюкает»; «Выткался на озере алый свет зари // На бору со звонами плачут глухари»; «И пыжится бедою // Седая тишина»; «Буйство глаз и половодье чувств»; «Люблю до радости и боли // Твою озерную тоску»; «Заколдован невидимкой, // Дремлет лес под сказку сна, // Словно белою косынкой// Подвязалася сосна».

Богатство языка предоставляет хорошие возможности и для подвижнической миссии поэзии, духовного общения и развития, предоставляя языку убедительность, элегантность и литературную изысканность.

Язык должен быть ясным, изящным и гармоничным. Его не рекомендуется ни припудривать наукообразностью, ни разбавлять водичкой расплывчатых канцеляризмов (например: «амбивалентное развитие»; «функциональный сбалансированный консенсус»; «концептуальный плюрализм»), ни усложнять иностранными словами, что так часто любят делать освобожденные чином от ума и фантазии современные пустословы.

Вся ценность речи в заложенной в ней мысли и ее интеллектуально-эстетическом оформлении. Ясность мысли и легкость фразы — вот те достоинства, к которым следует стремиться. Многословие тоже недостаток. А. Дюма как-то резонно заметил: «Человек, который много говорит, в конце концов, скажет глупость».

Иронизируя по поводу современных мастеров много сказать ни о чем, автор этой статьи когда-то написал такое название для команды КВН: «Ассоциация неистовых искателей творческого вдохновения среди перманентной истомы, строителей парадигмы счастья в отдельности взятом шалаше, наивных жертв дисгармонии сознания и бытия, фанатиков познания концептуальных законов нетрадиционной логики взаимосвязи динамики выплаты заработной платы и интеграции неформальных объединений, альтруистов инициации философии права интеллектуальных меньшинств, диалектически оптимистического клуба находчивости среди веселья, с оборотной связью имени презумпции невиновности». Но это совсем не пример для подражания.

Учитесь писать и говорить лаконично, изысканно. Сделайте попытку написать афоризм. Например: «Женщина — восьмое чудо света, которое дает начало всем другим»; «Ябеда — беда для всех, кто имеет свое Я»; «С перепугу воробей бывает тоже всех храбрей».

Одного из известнейших скульпторов спросили, как ему удалось из груды гранита сделать изысканное произведение. Он говорил: «Это несложно. Нужно просто взять глыбу камня и лишить ее всего лишнего».

Язык речи — это одежда мыслей. Она, как и сами мысли, должна быть привлекательной. В народе говорят: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».

Язык речи должен быть элегантным. А элегантно пишет и говорит скорее тот, кто элегантно мыслит. Живое полотно слов должно быть понятным, целесообразным и по-своему изящным. Подобно тому, как к архитектуре применима формула Витрувия: «Прочность — польза — красота», к фразе может быть применена формула: «Ясность — выразительность — элегантность».

Элегантность речи — это способность излагаемой мысли в простой одежде слов выглядеть ценной и в изысканной словесной оправе быть простой и понятной.

Хорошее поэтическое и литературное слово учит, воспитывает, просвещает, обогащает душу, окрыляет.

Язык поэтических произведений — озоновый слой культуры, а развитие духовности беспрекословно требует соблюдения «киотских протоколов» — ограничения выбросов на страницы периодических изданий серости и вульгарности, сохранение и приумножение поэтического достояния. Ситуация набирает критической массы — в стране почти исчезли официальные журналы и издания поэтической направленности. Вопрос «Что делать?» — скорее риторический. Государство обязано безотлагательно принять необходимые меры и обеспечить поддержку поэтических изданий. Путь к развитому обществу лежит через расцвет духовности и культуры. Свое весомое слово должны сказать как члены правительства, так и законодатели.

Люди терпеливы, но душа человека то терпит пустоты.

Известный юрист Федор Плевако, в свое время в речи по делу рабочих фабрики, обвиняемых в бунте и беспорядках, образно и мудро говорил: «Толпа — здание, люди — кирпичи. Из одних и тех же кирпичей создается и храм Богу, и тюрьма — жилище отверженных. Перед первым вы склоняете колена, от второй бежите с ужасом. Но разрушьте тюрьму, и кирпичи, оставшиеся целыми от разрушения, могут пойти на создание храма, не отражая отталкивающих черт их прошлого назначения».

Красота души воспитанная и взлелеянная изысканной элегантностью и легким поэтическим озоном самого богатого, великого и могучего языка — спасет и возвеличит наш мир.

Владимир ТЕРТЫШНИК, профессор Юридической академии МВД Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ