Вообще-то, если быть хронологически точными, то это был уже четвертый бал, организованный австрийскими дипломатами, но предыдущие проходили в мэрии, и они имели все-таки более официальный оттенок, а именно в Оперном театре этот светский раут прошел впервые. Можно еще вспомнить события десятилетней давности, когда на заре Независимости Украины наши политики и бизнесмены попытались ввести бальную традицию и Новый год встречать в Национальной опере. Самое приятное воспоминание того вечера и открытие для многих собравшихся — как здорово танцует вальс экс-президент Украины Леонид Кравчук, а дальше была сплошная головная боль для дирекции театра. Подвыпившие «новые украинцы», видимо забыв, где они находятся, забрасывали ноги на бортики лож, оставив после себя сломанные кресла, битые фужеры и окурки в самых неожиданных местах… Тот первый бальный «блин» не получился, зато ныне уже все было сделано по высшему разряду.
Подготовка к «Венскому балу в опере» началась еще за девять месяцев. Был создан оргкомитет, изучивший опыт проведения балов в Вене (там их в год проводятся до 300!) и разработавший собственную схему праздника, в которой были учтены венские традиции и добавлен наш, славянский, колорит. Забегая вперед, скажем, что отныне «Венские балы в опере» станут ежегодными, а уже в пятницу бальную эстафету примет Львов. Там в Театре оперы и балета им. С. Крушельницой тоже пройдет «Венский бал»…
Азбука праздника. Перед входом в Национальную оперу Украины была расстелена ковровая дорожка. Всех гостей приветствовала, отдавая честь, рота почетного караула. А в фойе приглашенных встречал хозяин праздника — посол Австрии в Украине Михаэль Миисс с супругой. Музыканты исполняли произведения камерной классической музыки.
Бал начали без опозданий ровно в 22.00. Его открыл фейерверк. Петарды запускали возле памятника Николаю Лысенко, но эту красоту многие наблюдали из окон театра, т. к. на улице было прохладно, а большинство присутствовавших дам были в вечерних нарядах. Господин Миисс, открыв бал, призвал гостей веселится до утра, не расходиться в полночь, провести этот вечер, приуроченный к Национальному празднику Австрии (он будет отмечаться 26 октября — Т. П. ), вместе.
— Венский бал в опере — звучит загадочно и романтично…, — сказал министр культуры и туризма Игорь Лиховый на открытии бала. — Думаю, что мы все, кто на нем побывал, будем вспоминать этот вечер, как первое свидание, как встречу с высоким искусством… А самое ценное то, что мы все вместе ощущаем себя одной большой европейской семьей, и Украина действительно есть часть Европы.
Гости. Их собралось около 1500 человек: дипломаты, политики, деятели культуры, бизнесмены. Практически все дамы выполнили главное требование бала — пришли в вечерних нарядах, а вот треть мужчин вместо обязательных «по протоколу» смокингов и фраков предпочли деловые костюмы, а военные атташе дипломатического корпуса надели праздничную форму. Впрочем, бизнес-элиты на этом вечере было действительно много, а вот представителей украинского политбомонда нужно было хорошенько поискать в пестром кругу гостей (Губский, Терехин и др.). Первых лиц государства тоже ждали, но, видимо, какие-то важные дела не дали им возможности побывать на балу. Еще в три часа ночи среди журналисткой братии ходили разговоры, что вот-вот должна приехать первая леди Украины Екатерина Ющенко. «Почему так долго ее нет? — спрашивали одни. — Вот уложит детей спать и приедет», — шутили другие. Впрочем, отсутствие официальных лиц в театре нисколько не омрачило настроения собравшихся, наоборот, как сказали многие гости, «на балу царила теплая, демократическая обстановка».
Концертные номера в исполнении симфонических оркестров (под управлением Германа Макаренко и Курта Шмита) сменяли выступления солистов: Владимира Гришко (кстати, когда певец первый раз вышел на сцену, то все гости, стоящие в партере, ринулись вперед, а фотографы, словно заправские папарацци, буквально вертелись у него под ногами), Сюзанны Чахоян и Фемия Мустафаева.
ТАНЦКЛАСС
Торжественный тон балу задали артисты балета Киевской оперы, открыв танцевальную часть вечера «Полонезом» Чайковского. За своими подопечными строгим оком следил Виктор Яременко, но придраться было не к чему: виртуозно, легко скользили по паркету пары. Кстати, импровизированный танцкласс был создан из специального настила (кресла партера демонтировали, а наклон пола выровняли спецконструкциями).
Вальс — самый популярный танец — звучал в разных вариациях. Его танцевали не только профессионалы, в частности, мастера Киевского театра бального танца под управлением Олега Касьянова, но и сам хозяин бала (господин Миисс с супругой), и многие гости вечера. Как рассказал исполнительный директор «Венского бала в опере» Денис Кудин, в Доме учителя два раза в неделю в течение месяца давались бесплатные уроки всем желающим научиться танцевать бальные танцы. Это дало свой положительный результат: многие гости прекрасно вальсировали, причем исполняя не только правосторонние, но и левосторонние «па».
Для подкрепления сил в коридорах театра были выставлены столы с яствами. Каждый мог поесть и выпить по своему вкусу, а «заморив червячка», гости вновь возвращались в зал. Те, кто отдыхал или стеснялся танцевать, комплексуя, что не сможет кружиться в вальсе и темпераментно «зажигать» в латиноамериканских ритмах, как это делал «Амадеус-бенд», смотрели на танцующих, сидя в креслах лож.
САМЫЕ-САМЫЕ КРАСИВЫЕ
Организаторы побеспокоились, чтобы никто не скучал. Шоу моделей презентовало коллекцию вечерних нарядов от модельера Ольги Андреевой. Кстати, в гости на бал заехали и три самых красивых девушки: «Мисс Вселенная» Наталья Глебова и две «Мисс Украина» — Александра Николаенко и Юлия Чернышова. Как признавались мужчины, «сегодня в театре собрались самые красивые женщины нашей столицы, глаза просто разбегаются: насколько киевлянки хороши и прекрасны». Самой элегантной на балу назвали Юлию Мовчан. А самой эффектной парой, вне конкуренции, был супружеский актерский дуэт — Ольга Сумская и Виталий Борисюк.
В театре царил языковый Вавилон: украинская речь сменялась немецкой, английской, итальянской, французской, русской… Смех, улыбки, неформальное общение. Из-за большого количества людей стоило чуть отвлечься — и вы потерялись. Тогда на помощь приходили мобильные телефоны. То тут, то там звучало: «Где ты»?
Гости вечера могли полюбоваться новинками меховых коллекций, увидеть, как танцуют в стиле «Йодль» знаменитую австрийскую «Альпентрио», попытать свое счастье в лотерее. А если чувствовалась усталость, то взбодриться, прогоняя сон, чашечкой крепкого кофе. И снова вперед — вновь танцевать. Ведь главная особенность Венского бала — это танцы. Правда, у нас еще нет 200-летних традиций, как у австрийцев, проводить балы, и поэтому многие гости предпочитали смотреть, как танцуют профессионалы…
Самые стойкие гости встретили рассвет в театре, а на память о незабываемом вечере все женщины получили от организаторов по прекрасной розе. У меня дома в вазе тоже стоит пурпурная красавица, доказывая, что мечта юности побывать на Венском балу осуществилась, и для этого даже не потребовалось ехать в столицу Австрии.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
— К балу мы готовились около трех месяцев, периодически консультируясь с Посольством Австрии, — рассказал Генеральный директор Национальной оперы Петр ЧУПРИНА . — Ведь это не просто какое-то увеселительное мероприятие. Проводить балы на манер Вены давно стало стилем мировых столиц. С того момента, как Киев стал столицей независимой Украины, он автоматически перешел в ряд ведущих центров культуры. Нас знают как цивилизованное государство, и такой элемент светской жизни, как «Венский бал в опере», отныне станет яркой страницей в нашей жизни. Мы десять лет назад пытались провести бал. Была организована инициативная группа, но без австрийской стороны — законодательницы бальных традиций, знающей технологию и организацию таких масштабных проектов, полноценно провести его не удалось…
Я считаю, что мы пошли на смелый шаг, убрав кресла и переоборудовав партер в танцзал. Настил абсолютно надежный. Он без деформаций выдержал 1500 человек, а прекрасный паркет позволил легко танцевать парам и эстетически украсил зал. Концертная программа, подготовленная артистами нашего коллектива, подняла настроение гостям бала. Я рад, что Национальная опера первой показала, как интересно можно проводить Венские балы в Украине. В нашей стране есть шесть театров оперы и балета. Львовяне готовят свою программу. Как знать, возможно, в ближайшем будущем Украину тоже будут считать страной, где прекрасно проходят балы.
Я дважды бывал на балах, которые проходили в Киевской мэрии, но даже сравнивать те и нынешний бал невозможно. У нас сама театральная атмосфера настраивает людей на праздник. А в мэрии было слишком казенно.
— Идея провести бал в Киевской опере, причем в лучших венских традициях, зародилась девять месяцев назад у Посла Австрии в Украине Михаэля Миисса, — рассказал исполнительный директор бала Денис КУДИН . — Балы проводились и раньше, но в Национальной опере — впервые. Основное отличие от прежних балов — место его проведения (театр) и формат (начали в 22.00 в пятницу, а завершили в шесть часов утра в субботу). Мы провели VIP-курс бальных танцев под руководством Олега Касьянова, обучив более 50 пар танцевать не только вальс, но и польку, фокстрот, менуэт, танго и другие классические танцы. Занятия оплачивало Посольство Австрии и спонсоры бала.
Кстати, за ложу на бал в Вене нужно заплатить 16 тыс. евро, а у нас — от 200 до 250 евро. Как видите, цены не сопоставимы. Киевский бал по масштабам меньший, чем в Австрийской столице, он более камерный, но многие развлечения «Венского бала в опере» мы смогли повторить. Это специальные венские кафе, которые разместили в холлах театра, выставки бальных платьев и театральных костюмов (работы Марии Левитской — главного художника Национальной оперы), дефиле модельеров, выступления лучших солистов оперы и «живого» оркестра.
А из отличий — у нас меньше гостей, чем на балу в Венской опере. Менее строгая форма одежды. На Венском балу дам пускают только в вечерних платьях, а кавалеров — только во фраках или смокингах и с бабочкой. У нас не все приглашенные выполнили эти требования, но в зал их пустили, т. к. мы только формируем бальную культуру. Ежегодно в Вене проходят до трех сотен балов, т. е. по пять-шесть балов в каждый выходной. Бальный сезон длится с февраля по апрель. В этом плане нам есть чему поучиться. Готовя этот бал, мы поставили своей целью постепенно сформировать бальную культуру в Украине.
— Бал мне понравился, — признался экс-министр экономики Сергей ТЕРЕХИН . — Раньше киевские балы проходили на более любительском уровне. В Национальной опере мне нравится атмосфера: открыто, демократично, минимум официоза — здесь скорее светская тусовка.
— Как вы считаете, почему так мало политиков пришло на бал?
— Наверное, не умеют танцевать, а я умею — потому здесь…
Директор популярного детского издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» Иван МАЛКОВИЧ сказал: «Только собираясь идти в Национальную оперу, ты чувствуешь, что это ба-а-а-ль (с мягким знаком на конце). Праздничная атмосфера от всего: фейерверка, который даже салютует с некой игривостью, от первых мелодий вальсов, оперных арий и романсов, разных танцев, а все вместе создает красивый вечер. Мне кажется, что «Венский бал в опере» приживется, — это красивое мероприятие. Он дает возможность потанцевать и почувствовать, как это здорово — кружиться в вальсе. В восьмом классе я соревновался на областном конкурсе бальных танцев, заняв седьмое место. Думаю, что во Львове бал может получиться еще лучше, чем в Киеве. Там каждый галичанин умеет танцевать, и ему не надо брать уроки бальных танцев. Еще живы прабабушки и прадедушки, которые бывали на балах, есть у львовян генетическая память предков: интеллигентность, «гоноровість», а шарм у них в крови.
— Красивое, потрясающее зрелище, — не скрывала своего восторга Влада ЛИТОВЧЕНКО, президент модельного агентства «Карин» . — Слава Богу, что в Киеве, благодаря послу Австрии начались такие прекрасные праздники. Мне кажется, что наш народ соскучился по красоте в самом широком смысле: послушать красивую музыку, пение, надеть красивые наряды, потанцевать с галантными кавалерами. Мне хочется пожелать, чтобы как можно больше людей приходили на бал, получали удовольствие от непосредственного в них участия, общения с интересными людьми.
— Жду «белого танца», чтобы пригласить посла М. Миисса, который подарил всем собравшимся праздник, — призналась эстрадная певица Ольга Крюкова. — Я здесь по личному приглашению господина посла. Еще за неделю до вечера мы договорились, что первый «белый танец» за мной. На этом балу я встретила знакомых, с которыми занималась когда-то бальными танцами. Я обожаю латиноамериканские ритмы и берегу силы для той программы. Теперь будет повод вспомнить то, чему когда-то меня научили.
— Я в восторге, — сказала актриса Ольга СУМСКАЯ . — Мне понравилось практически все. Я не помню, когда видела столько красивых и нарядных людей. Наконец мы выходим на европейский уровень. Мы с мужем были на первом балу, но там было скучно… Ныне я надела платье, специально сшитое к этому событию (работа торговой марки «Столичный» по моему эскизу), а Виталий — в смокинге от Михаила Воронина. Мы поддерживаем местного товаропроизводителя. Второго такого платья, как у меня, точно не будет. Кстати, из- за «бабочки» для Виталия нам пришлось немного поволноваться, чтобы нашли кусок ткани, точно соответствовавшей моему наряду.
— Глядя на лица молодой бизнес- элиты, я понимаю, что Украина действительно пошла вперед, — подключился к разговору актер Виталий БОРИСЮК . — Вы знаете, оказывается за несколько дней до бала во всех киевских салонах разобрали вечерние наряды. А за фраками и смокингами мужчинам пришлось побегать по бутикам. Когда я одеваю смокинг, то плечи расправляются. Смокинг обязывает быть галантным кавалером, соответствовать, находясь рядом с такой прекрасной дамой, как Ольга. Сегодня самые красивые женщины пришли в Национальную оперу. Я считаю, что балы дарят не только праздник, но и возрождают лучшие традиции человечества.
— Я почти не спал, волнуясь, как пройдет «Венский бал в опере», — признался посол Михаэль МИИСС. — Боялся, что не все желающие смогут попасть на вечер, были проблемы организационного характера, но я рад, что все волнения уже позади. Гости довольны — и я доволен. В пятницу пройдет еще один Венский бал уже во Львовской опере. Мы конкуренции не боимся. Я за то, чтобы было много разных балов. Львовский бал готовит наше Консульство и мэрия Львова. Очень хорошо, что традиция Венских балов расширяет свою географию.
— Скажите, а в Венском оперном театре на бале вы были?
— Нет, это очень дорогое мероприятие. Я бывал на многих менее дорогих балах, но не в Венской опере. Моя зарплата австрийского чиновника не позволяет ходить на такие дорогие светские мероприятия. Кстати, у нас спонсоры позаботились, чтобы всех гостей бала бесплатно угощали, накрыв прекрасные фуршетные столы, показать замечательную концертную программу. А в Венской опере билет в театр дает право лишь танцевать, а если вы проголодались или хотите выпить, то за это нужно платить дополнительно деньги в кафе. Причем там расценки очень высокие…
— Господин посол, в Украине есть шесть оперных театров. После проведения Венских балов в Киеве и Львове надо ли думать, что с австрийскими бальными традициями вскоре познакомятся жители других наших городов?
— Это, конечно, замечательная идея, но есть одна большая проблема — финансирование. Провести бал непросто не только в организационном плане, но он требует больших денежных затрат. Я благодарен всем нашим спонсорам, которые помогли реализовать мои идеи в реальность. Наш бал приурочен к Национальному празднику Австрии. Я считаю, что проводить прием в посольстве менее интересно, чем бал в опере. Судя, по реакции гостей, наш праздник удался, значит — мы будем и в дальнейшем ежегодно проводить «Венский бал в опере».