Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Декларации как сублимации

20 октября, 2005 - 19:42

На прошлой неделе мрак издательского света рассекла молния: новый премьер-министр хочет встретиться с представителями книжного бизнеса. Что бы это значило?

Ясно, что господина Еханурова интересует не культурная сторона дела: книжка как инструмент самоидентификации и механизм интеллектуального воссоздания нации. Не потому, что ему начхать на книжную культуру, а из-за субординации: право заботиться о культуре приватизировал сам Президент Украины, о чем неоднократно публично заявлял. Правда, его заботами российская книга заметно окрепла на наших просторах и уже интерьеры Киевского метрополитена немыслимы без ее величественной рекламы — может, Президент ждет выводов Совета нацбезопасности о том, какой станет страна, когда украинскую книгу окончательно загонят в сувенирную резервацию?

Инициатива встречи с премьером принадлежит самим издателям, которые намекнули-заинтриговали: в книгоиздании таится деловой интерес. Среагировал — и хорошо. Теперь нужно объяснить премьеру, почему во всем мире издание книг является бюджетосозидающим процессом. Это — как доказывать аксиому «2х2=4». В Соединенных Штатах годовая валовая прибыль от торговли книгами колеблется вокруг цифры $30 млрд. Профессиональному экономисту, каковым, бесспорно, является господин Ехануров, этого довольно. Но там этот бизнес давно устоялся. Вопрос, как преобразовать в бизнес украинскую книжную самодеятельность?

Как учат учебники по экономике, главной задачей государства на этапе становления любого бизнеса является обеспечение его инфраструктуры, на этапе развития главным стимулом становится госзаказ. В развитых странах книжный бизнес возник еще в докапиталистические времена, поэтому привести яркие примеры государственного создания инфраструктуры с нуля — трудно. А вот из новейшей культурной индустрии — пожалуйста. Те же американцы, когда в начале прошлого века почувствовали, как в Европе выразительно запахло деньгами от нового вида искусства — кино, сделали ставку на собственное кинопроизводство. Нет, они не выделяли из бюджета средства на поддержку «социально значимых лент» и не финансировали национальный союз кинематографистов. Они предоставили дешевые кредиты — под государственные гарантии — на строительство кинотеатров.

Бизнес — это продажа. А инфраструктура — это то, что обеспечивает эффективную продажу. В Украине функционирует немногим более 300 стационарных книжных магазинов. В Польше (38 млн. населения) — около трех тысяч, в Германии (82 млн. населения) — шесть тысяч. Следовательно, задача номер один для украинского правительства — привести в соответствие с демографией количество книжных прилавков. Подумать, как заинтересовать бизнесменов открывать на центральных улицах городов не бутики с ресторанами, а книжные магазины. И как компенсировать местным властям разницу между арендной платой, которую можно получить от владельца модной пивной, и той, которую способны платить заведения культуры, к которым вынуждены приравниваться книжные магазины. Именно по этой причине на Крещатике в последнее время исчезли два книжных магазина.

Воплощение в жизнь пункта содействия созданию сети розничной торговли книгами влечет за собой, к сожалению, опасность: оккупацию новых книжных мест российскими оптовиками (как это видно на примере всех новых книжных супермаркетов). Здесь бы премьер-министру Украины по-хорошему рассердиться: почему россияне, как только наши товары начинают эффективно конкурировать с их товарами на российском рынке, сразу вводят квоты на импорт (на трубы, карамель, на болты даже), а мы, отдав 90% своего рынка продажи российской книге, — стесняемся адекватного ответа?!

Представим, что и это препятствие новым правительством преодолено. Бросятся ли наши граждане раскупать украинские книги? А вы, заходя в универсам, какое масло покупаете, какой сок, молоко, водку, пиво? Точно — максимально отрекламированные! Украинская книга на украинском рынке — как дико это не звучит, — новый-неизвестный товар, которому сначала нужно занять место в головах потенциальных потребителей. Здесь — второе инфраструктурное обязательство государства по поддержке отечественного книгобизнеса: содействовать привлекательному информационному сопровождению продажи. Приравнять рекламу книги к социальной рекламе, обеспечить выход регулярных книжных программ на всеукраинских телеканалах, а главное — поддержать специализированную книжную периодику, из эпицентра которой расходятся волны заинтересованности отечественной литературой. Если мы уже взяли за образец книжную систему США, то вот что по этому поводу говорит самая известная американская переводчица с русского языка Мериан Шварц: «В Америке для привлечения внимания общенациональной аудитории к тому или иному автору нет более эффективного средства, чем рецензия... Рецензии — заметьте, не реклама, — наиболее действенный способ продажи книг в Соединенных Штатах» .

Вторая форма поддержки бизнеса, как уже упоминалось, — госзаказ. Можно ли назвать госзаказом программу «Украинская книга» (бывшие «социально значимые издания»), которой оперирует Гостелерадио? Можно, если представить, что нормальное правительство закупает автомобили, самолеты, танки не после их ходовых испытаний, а еще на стадии чертежей. Именно так — под изложенные на бумаге декларации о намерениях — распределены между выбранными издателями 14 миллионов гривен под будущие «книги», которые, обычно, и не показывают массовому потенциальному покупателю — ему такие «книги» просто не нужны.

У Министерства культуры — свой госзаказ, классического образца: готовые книги закупают у издателей для библиотек. Нормально, если такие издания отбирает независимый от финансового источника экспертный совет. Нет такого совета. Раньше его декоративные функции выполняла Парламентская библиотека, подчиненная тому же Минкульту. Теперь и эта минимальная санитарная граница устранена — чиновники сами решают: этому дам, этому дам, а этому не дам — он ничего нам не носил. Поэтому происходит примитивный дерибан еще 20-ти бюджетных миллионов. Ну, не все же руки обещали, что не будут воровать.

А те руки, которые таки обещали, так и не дали отмашку встретиться с издателями и услышать все это от них собственными ушами: несколько раз дата такой широко анонсированной встречи Президента переносилась, а тогда идея совсем скончалась. Так же начал и премьер: заранее назначенную дату — отменил. А, может, и не нужна такая встреча? Достаточно знакомства с прессой, где подобно высказывались уже все ведущие игроки нашего книжного поля?

Но ведь эту прессу надо же просматривать... И что уже спрашивать за это с государственных служащих, если даже госпожа Забужко из одного интервью в другое настойчиво говорит: «Газет не читаю» ...

Константин РОДЫК, главный редактор журнала «Книжник-review», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ