Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Паганини — Скорик: мост через 200 лет

В Киеве состоялась мировая премьера — «24 каприса»
19 октября, 2005 - 19:44
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ / СЛЕВА НАПРАВО: КОМПОЗИТОР МИРОСЛАВ СКОРИК И ПОСОЛ ГЕРМАНИИ В УКРАИНЕ ДИТМАР ШТЮДЕРМАНН

В рамках «Чайковский-Фест», посвященного 165-летнему юбилею со дня рождения великого композитора, состоялась мировая премьера нового произведения — Паганини — Скорик, «24 каприса».

Концерт прошел в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины. «24 каприса» прозвучали в исполнении Симфонического оркестра студентов НМАУ (дирижер — Роман Кофман). Надо заметить, что эпитет «студенческий» в названии оркестра указывает лишь на возраст его участников, но никак не на недостаток опыта. Прекрасные музыканты обеспечивают оркестру солидный профессиональный уровень.

Какая же связь между двумя столь яркими творческими индивидуальностями, как Паганини и Скорик? Знаменитый Николо Паганини, скрипач и композитор, феноменальный виртуоз, еще при жизни невероятно прославился как музыкант. Паганини оказал сильнейшее влияние на творчество знаменитых композиторов — Листа, Шумана, Шопена, Берлиоза — и в то же время его подозревали в «сотрудничестве» с дьяволом (этому способствовали его бескомпромиссность и «демоническая» внешность). Паганини спровоцировал расцвет романтического направления в музыке и своим творчеством, и самой своей жизнью. Известный факт: состоялось музыкальное состязание между итальянским маэстро и французским скрипачом Ш. Лафоном, который признал себя побежденным. После той муздуэли романтическое направление взяло верх над старой классической школой. А известная легенда о том, как недоброжелатели подпилили струны на скрипке, и Паганини вынужден был играть на одной — что ничуть ему не помешало иметь грандиозный успех? Таких легенд о скрипаче множество… Паганини был не только блестящим исполнителем, но и талантливым композитор, одним из самых ярких представителей романтизма в музыке. Яркие образы, драматические контрасты, пластичные и напевные мелодии, пафос и головокружительная виртуозность исполнения очаровывали слушателей. Кроме того, Паганини — неутомимый концертант — первый среди скрипачей начал исполнять концертные программы наизусть. Он расширил колористические и раскрыл технические возможности инструмента. Некоторые его произведения столь трудны, что долгое время после смерти автора считались неисполнимыми. Возможно, не все знают, что Паганини, виртуозно играл не только на скрипке, но и на гитаре. Для гитары он написал около 200 сочинений.

Его «24 каприса» (1801—1807) — это воплощение романтической виртуозности: написаны для соло скрипки и очень полно выражают ее выразительные и технические возможности... Кто только не обрабатывал музыку Паганини! В частности, очень популярные фортепианные транскрипции некоторых его произведений создали Лист, Брамс, Рахманинов…

«24 каприса» Паганини—Скорика напоминают не только слушателям о полном страстей и пафоса XIX веке, но в этом произведении отражается и наше время — с его скептицизмом, с его музыкальными жанрами (например, эстрадными), с насмешкой и с искренними чувствами...

Прославленный классик современной украинской композиторской школы Мирослав Скорик — народный артист Украины, заведующий кафедрой Истории украинской музыки НМАУ, профессор, секретарь Союза композиторов Украины, член-корреспондент Академии искусств Украины, лауреат многих премий, Председатель «Киев Музик Феста» и т.д. Мирослав Михайлович не просто очень талантлив. Он настоящий мастер и «24 каприса» — очередное тому подтверждение. Это неудивительно для человека, который пишет музыку с шести (!) лет и учит своих студентов по классу композиции, прежде всего, профессиональному владению композиторской техникой, знанию всех средств и законов классического искусства. По мнению Мирослава Михайловича, академическое искусство становится все более элитарным; особенно это касается современной музыки, которая редко исполняется и звучит в записи. Композитору легче завоевать известность через жанр эстрадной музыки, кино- или развлекательную музыку. Маэстро Скорик безошибочно находит контакт с публикой: кроме пышности и блеска романтического оркестра, он вплетает в свое новое произведение эстрадные интонации, красноречивую зрелищность киномузыки. Поэтому многочисленные слушатели феста могли почувствовать себя и зрителями необычного, захватывающего действа, будто бы разворачивающегося на сцене благодаря живописному музыкальному языку композитора. Автор словно улыбался в этой музыке, иногда с добродушным юмором, иногда с ехидцей — и публика в зале, откровенно наслаждаясь, улыбалась в ответ, так же как и сами исполнители-оркестранты на сцене. Была полная иллюзия современной, актуальной музыки (хотя в основе данного произведения лежит цикл, созданный 200 лет назад). На давно завершившемся «Киев Музик Фесте» «24 каприса» прозвучали в программе премьер. Это произведение имело успех в Германии, куда оркестр ездил на гастроли... Кстати, на «Чайковский — Фесте» аплодисменты раздавались после каждого каприса. Это вызывало неудовольствие дирижера, так как нарушало целостность цикла, хотя и выражало восхищение публики.

Музыка Скорика уже много лет является частью художественного пространства Киева, Украины и всего мира — ведь в его всеобъемлющее творчество входят как масштабные симфонические и хоровые произведения, так и эстрадные песни, музыка для театра и кино; многие его сочинения давно стали настоящими хитами. Несмотря на свой статус патриарха, маэстро не отстает от времени, замечая все его тенденции. Слушая «24 каприса», написанные в этом году, публика понимает, что популярность М. Скорика — результат не былых заслуг и однажды обретенного авторитета, а признание постоянной работы, саморазвития и возрастающего искусства композитора.

Хотя задача превращения сольного произведения в оркестровое совсем не проста. Ведь нужно сохранить стройность и слаженность, характерные для игры на одном инструменте, и в то же время добавить фактурный объем, сохранить первоначальный замысел, придав ему новую форму. Мирослав Михайлович Скорик — блестящий профессионал, его владение оркестровыми красками безукоризненно: недаром Симфонический оркестр без особых затруднений одолел «24 каприса» в его оркестровой обработке. А продолжительные овации публики, поднявшейся со своих мест, заставили музыкантов на бис повторить три из исполнявшихся в этот вечер «каприсов» подтверждение успеха автора и исполнителей.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня». Фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ