Правительство, которое подходило для войны, не годится для восстановления страны. Такую причину выдвинули англичане, когда после Второй мировой не переизбрали Уинстона Черчилля. По словам директора департамента политического консалтинга Martin group Тараса Березовца, подобной причиной мог руководствоваться Ющенко, снимая правительство Тимошенко. По его мнению, на отставленных ныне министров была возложена функция терминаторов — разрушить предыдущую экономическую систему. Функция же правительства Еханурова — стабилизировать разрушенную экономику, считает Березовец. Иными словами, вместо военного коммунизма в очередной раз пришел НЭП. Собственно, экспертное обсуждение курса нового правительства так и называлось — «Новая экономическая политика правительства Юрия Еханурова».
Однако полноценно обсуждать новый курс, по мнению экспертов, не получается. Как отметил профессор Института мировой экономики международных отношений НАНУ Алексей Плотников, сегодня трудно говорить о том, что делается правительством Юрия Еханурова для стабилизации экономики государства, поскольку оно закрыто. Учитывая опыт предшественников, с готовностью выставлявших все кулуарные перипетии на суд общественности, Кабмин, как считает Плотников, будет по максимуму скрывать информацию. Причем надо учитывать, что Еханурову действительно досталось нелегкое наследство — кроме проблем кучминской экономики, добавились последствия сахарного, нефтяного и других кризисов, резкий рост инфляции, падение ВВП и отголоски реприватизации, напрочь отбившей у инвесторов доверие к нашей стране. Одновременно с этим приходится нормализовать отношения с Москвой, поскольку украинско-российский бизнес является зеркальным отражением кремлевской политики, и, оставаясь зависимой от российского горючего, Украине надо добиваться нормализации отношений. Понятно, что в такой ситуации времени на пиар остается немного, и экспертному сообществу, чтобы оценить происходящее, приходится анализировать только первые шаги деятельности, в частности, переговоры с Москвой и бюджет.
По словам Плотникова, бюджет нового правительства немногим отличается от предвыборного бюджета Юлии Тимошенко. Это, в принципе, и немудрено. Как отметил заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий, правительство Юрия Еханурова — это предвыборный проект Президента, и «в связи с резким с падением рейтинга Президента и доверия к власти правительство будет увеличивать зарплаты и пенсии, то есть действовать теми же методами, что и правительство Юлии Тимошенко». Правда, привычного осуждения «бюджета проедания» на «круглом столе» уже не было. Тимошенко даже попытались оправдать. Как отметил директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, социальная направленность бюджета, представленного правительством Юлии Тимошенко, была навязана прошлому правительству. «Тимошенко не могла представить другой бюджет — в нем были собраны, если говорить по сути, все обещания, данные Януковичем, Ющенко, Тимошенко и другими во время предвыборной кампании», — сказал эксперт, добавив, что все обещания были подкреплены соответствующими законами, и, чтобы их не выполнять, Тимошенко оставалось только встать и сказать: «Я не буду исполнять законы». Это также является одной из причин, почему бюджет-2006 года повторит судьбу бюджета-2005. Новому правительству снова придется пересматривать политику предшественников, причем таким образом, чтобы не подставить Президента. Или же менять законы, на что, по мнению экспертов, Верховная Рада накануне выборов просто не пойдет.
Как сказал директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин, действия нового правительства будут зависеть только от Ющенко. По мнению эксперта, Ющенко, возможно, знал, что в этом году будет падение экономики. Только нам об этом не говорил. Это позволяет эксперту сделать вывод, что в таком случае все идет нормально и никакого кризиса нет. Это мнение показалось весьма парадоксальным — ведь именно с экономическим кризисом все аналитики связывают катастрофическое падение рейтинга популярности нашего Президента. Тем более, что не кто иной, как он, инициировал в стране процесс реприватизации, который теперь должно останавливать новое правительство. Юрчишин предсказывает: «Тот процесс, который сейчас развернулся вокруг реприватизации в стране, можно остановить. Правительство само вызвало такой «бум», инициировав законы, согласно которым каждый желающий может подать жалобу на то, что в процессе приватизации его мнение не было учтено». Правительство, по мнению эксперта, может «принять мораторий на реприватизацию на пять лет — тогда никакого давления ни на кого не будет, и все наладится». Однако, по мнению Бураковского, дело даже не в этом. Проблема, по его мнению, состоит в том, что даже прекратив реприватизацию, будет очень не просто вернуть доверие инвесторов и разблокировать приватизационные процессы.
Решение должно быть заложено в долгосрочной экономической программе. По крайней мере, советник секретаря Совета национальной безопасности и обороны Виктор Скаршевский отмечает как главную проблему всех правительств независимой Украины, в том числе ехануровского, отсутствие конкретной программы развития экономики: «Приходят премьеры, а уже потом принимается программа. Она принимается на один год, и никто из премьеров ее не выполняет». Но, как отметил Скаршевский, ведомство, которое он представляет, будет стремиться к тому, чтобы программа Ю.Еханурова была принята на три года, а не до 31 марта 2006 года. Вот только есть ли в этом смысл? Сегодня абсолютно понятно, что после парламентских выборов будет образовано новое правительство, и вряд ли новый премьер захочет работать даже по самой лучшей программе, но составленной предшественником.