Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Совершеннолетие «Киев Музик Феста»

XVI Международный фестиваль доказал, что музыка делится не на классическую и современную, а на «живую» и «мертвую»
11 октября, 2005 - 20:11
МАЭСТРО ВЛАДИМИР СИРЕНКО. КОЛЛЕКТИВ НАЦИОНАЛЬНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА, КОТОРЫЙ ОН ВОЗГЛАВЛЯЕТ, ОТКРЫВАЛ И ЗАКРЫВАЛ ФЕСТИВАЛЬ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА РАЗГОВОР ДВУХ КОМПОЗИТРОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ. НЕСМОТРЯ НА ТРУДНОСТИ — ФЕСТ УДАЛСЯ. СЛЕВА НАПРАВО: ЕВГЕНИЙ СТАНКОВИЧ И МИРОСЛАВ СКОРИК ФОТО АЛЕКСАНДРА СИНИЦЫ

Завершилось одно из самых интересных культурных событий сезона — форум современной академической музыки, который традиционно представляет новейшие художественные достижения украинской и мировой музыкальной жизни: «Киев Музик Фест». В общей сложности он представил более 200 авторов, состоялось более 40 мероприятий и 80 премьер (мировых и украинских), в числе которых — Н. Паганини — М. Скорик «24 каприса для большого симфонического оркестра», И. Щербаков — кантата на стихи Л. Костенко «Ознака вічності»; И. Карабиц — Вокальный цикл на стихи Рабиндраната Тагора и ряд других.

ПОЛНЫЙ ЗАЛ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ: ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

За неделю феста прозвучали: симфонические, камерные, хоровые, джазовые, сольные концерты, прошла научно-теоретическая конференция «Музыка III тысячелетия: тенденции и перспективы», авторский концерт и мастер- класс Б. Шеффера (Польша—Австрия) — при содействии Польского института в Киеве, а также множество других интересных проектов. В рамках «Музыкальных диалогов» «Украина — США» (при содействии Посольства США в Украине) и «Украина — Германия» впервые в нашей стране можно было услышать сочинения американских (Д. Л. Займон, Л. Дилан, Э. Й. Йоргенсен, Дж. Риз) и немецких (З. Боррис, Ф. Брукманн, О. Беннингхофф) современных композиторов в исполнении ансамбля современной музыки «Мaxima» под управлением М. Кузина и оркестра «Киевская камерная академия» под управлением О.Беннингхоффа. Прозвучала музыка наших прославленных классиков — Лятошинского, Ревуцкого, Карабица. Огромный интерес слушателей вызвали произведения, написанные известными современными украинскими композиторами: М. Скориком, В. Сильвестроввым, Е. Станковичем, Л. Дичко, И. Шамо и представителей так называемого среднего поколения — И. Алексийчук, А. Гаврилец, В. Журавицкого, С. Пилютикова, В. Рунчака, В. Степурко, И. Тараненко, К. Цепколенко, В. Шумейко, И. Щербакова. Произведения гениальных мастеров прошлого — Б. Бартока, Комитаса, Г. Малера, Б. Бриттена, С. Рахманинова, А. Берга, А. Шнитке исполнили лучшие отечественные и зарубежные музыканты.

В фестивале принимали участие, помимо приезжих знаменитостей, крупнейшие киевские коллективы — Национальный симфонический оркестр Украины, Президентский оркестр, Симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины, ансамбль «Киевская камерата», капелла «Думка», камерный хор «Кредо», церковный хор «Видубичи» и многие другие. В рамках «Музыкальных диалогов: Украина — Эстония» состоялся камерный концерт, посвященный Арво Пярту приуроченный к 70-летию со дня его рождения. Композиции «виновника торжества» перемежались с произведениями замечательных украинских авторов: Станковича, Сильвестрова и других. А последняя страница буклета «КМФ» — путеводителя, помогавшего ориентироваться в фестивальном изобилии, представила «Чайковский-фест» (к 165-летию русского классика): в Большом зале НМАУ состоялось торжественное открытие концертного сезона ансамбля «Киевские солисты» под управлением Б. Которовича...

Особенное удовольствие публике доставил концерт симфонической музыки, в котором принимал участие Национальный симфонический оркестр Украины под управлением В. Сиренко. Музыканты блестяще исполнили «Славянскую сюиту» патриарха отечественной композиторской школы Б. Лятошинского и Второй виолончельный концерт Г. Ляшенко в замечательном исполнении солиста И. Кучера. Колонный зал филармонии был заполнен до отказа и преимущественно публикой подготовленной (коллеги- композиторы, музыковеды, исполнители, журналисты). Полный зал единомышленников — это хорошо или плохо?

Конечно, хорошо. Исполнителю приятно играть не только перед большой аудиторией, но композитору приятно слушать свою музыку вместе с многочисленными зрителями. Но с другой сторны: внимание коллег — это лишь половина композиторского профессионального успеха. Вторая половина, которой ныне недостает — внимание публики из любительских кругов. Поэтому популярность «Киев Музик Феста» — это пресловутая «широкая известность в узких кругах».

ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ РЕКЛАМЫ ФЕСТИВАЛЬ СУЩЕСТВУЕТ, СЛОВНО В ПАРАЛЛЕЛЬНОМ МИРЕ

Парадокс: неделю проходит фестиваль. Он собирает самые заметные и разнообразные творческие коллективы, которые выступают в лучших киевских залах и даже церквях. Фест — событие, о котором много говорят в музыкальных и приближенных к музыке кругах, а для обычных граждан столицы он проходит почти незаметно. Рекламы в СМИ очень мало. Поэтому фестиваль существует словно в другом измерении или параллельном мире, не пересекаясь с жизнью Киева. И это в то время, жители других украинских городов, далекие от роскошных щедрот столичной культурной жизни, мечтают о приезде «Киев Музик Феста», лишь бы отдохнуть от сплошной «попсы»...

Те зрители, кто хоть раз побывал на концертах «КМФ», будут с нетерпением ждать новой встречи. Программы фестав разнообразны и любой слушатель может выбрать концерт по своему вкусу. Например, в Малом зале НМАУ им. П. Чайковского звучала органная, фортепианная, камерно-инструментальная и вокальная музыка.

Камерный ансамбль — совершенно особая область музыкального искусства. Художественная и техническая равноправность партий ансамбля делает его одной из самых полноценных форм самовыражения для музыканта-исполнителя. В ансамбле сценическое сотворчество ничуть не мешает яркому проявлению индивидуальности каждого участника. Одни лишь названия прозвучавших произведений распаляли воображение слушателей: «Ad astra», «Хронометр», «Надписи на воде»… На этом концерте прозвучала премьера Прелюдии и Токкаты для фортепиано Ивана Карабица в мастерском исполнении Б. Деменко. В его игре сочетались проникновенный, красивый, почти вокальный звук, повелительная убедительность и виртуозный размах.

Произвела сильное впечатление еще одна премьера — вокальный цикл И. Карабица на стихи Рабиндраната Тагора. Завораживающее пение переносило в поэтический и красочный мир Востока, то ли некое параллельное измерение… Концертный триптих для органа под названием «Ad astra» (автор Е. Петриченко) потряс мощью и богатством тембровых эффектов и звуковых красок, и как всегда обаятельную и ни на что не похожую музыку подарила И. Алексийчук. Несмотря на богатство самых разных (в том числе драматичных) образов в ее произведениях, общее впечатление от них почему-то всегда светлое.

Прозвучало также трио польского автора Р. Твардовски (Польша). Интересно было искать в этой привлекательной музыке специфично-национальные черты, которые в современной музыке трудноуловимы (наше время почти стерло различия между культурами разных народов, особенно расположенных по соседству).

Композиторам, как и музыкантам-исполнителям, с профессиональной самореализацией сейчас крайне сложно показать свое творчество публике. Тем драгоценнее каждая минута фестиваля, который заставляет звучать неизвестную пока музыку. Для музыканта-исполнителя бесценно сотрудничество и живое общение с композитором-современником — так рождается самая точная и глубокая интерпретация.

Несомненный плюс «КМФ» — проект создания видео- и аудио- архива. Так что, возможно, все уникальные новинки современной академической музыки и редко исполняемые произведения можно будет услышать и в записи...

Увлекательное действо (сочетавшее музыку, хореографию, медитацию, хэппенинг и др.) состоялось в Театре на Подоле. Авторский концерт Богуслава Шеффера (Польша—Австрия) привлек к себе особое внимание почитателей современной музыки. Вечер прошел с аншлагом. 76 летний Богуслав Шеффер (родился во Львове, учился в Кракове у Артура Малявского и у Здзислава Яхимецкого, ученика Арнольда Шенберга), доктор гуманитарных наук, автор книг о новой музыке, в т.ч. учебника «Вступление к композиции». Ее называют «настольной книгой современных композиторов». Шеффер является автором учебника «История музыки». Он написал более 400 музыкальных произведений и 29 театральных пьес, поставленных во многих городах Польши и за рубежом — от Осло до Мадрида. Богуслав Шеффер — обладатель массы музыкальных наград, профессор композиции в Академии Музыки «Моцартеум», 3альцбург (Австрия), основатель собственного музыкального издательства «Кольш Едицион». Выставки графических работ Богуслава Шеффера проходили в Вене, Париже… Обладатель всех этих пышных титулов и регалий оказался прекрасным маэстро и очень обаятельным человеком. Пан Богуслав простодушно радовался успеху, словно мальчишка, подпрыгивая в такт овациям…

Почти потустороннее впечатление от звуков, обрабатываемых электроникой было от выступления Марека Холоневски (электроник медиа). Он ученик Шеффера (закончил Краковскую музыкальную академию). С 1976 года работает в Студии электроакустической музыки, а ныне уже является профессором композиции в этом вузе. Марек Холоневски — основатель нескольких музыкальных обществ, преподаватель, композитор, исполнитель «живой компьютерной музыки» и автор компьютерных аудиовизуальных проектов, Холоневски пишет инструментальную и компьютерную музыку для театра, кино и радио.

Надо сказать, что все выступление выглядело фантасмагорично: световые эффекты вводили зрителей в нирвану. Актеры непринужденно вовлекали их в действие, а маленькие размеры зала Театра на Подоле способствовали тому, что сценические события смешивались с реальной жизнью. К актерам можно было прикоснуться. Те зрители, которые заглянули в ноты, по которым играл знаменитый Шеффер, видели разноцветные картинки и причудливые графики. Артисты балета А. Чемикос и А. Корнева сделали «Поэзии» для магнитной пленки еще поэтичней и красочней, насыщенней по смыслу. Очень понравилась публике небольшая драматическая пьеса самого Б. Шеффера в исполнении актеров Театра на Подоле Игоря Волкова и Сергея Бойко, созданная музыкантом для музыкантов. Это остроумное произведение, и в то же время с философским подтекстом, наполненным музыковедческими рассуждениями. Этот «Fragment III» для двух актеров с аккомпанементом кларнета, виолончели, фортепиано и электроник медиа (в переводе с польского Боднар), с абсолютным пониманием был воспринят публикой, состоящей преимущественно из коллег-музыкантов. После концерта осталось приятное и странное впечатление: волшебства то ли мистификации.

ДЖАЗ — ЯРКАЯ СТРАНИЦА «ФЕСТА»

Еще одна «страница» фестиваля — джазовая. Состоялся концерт памяти В. Симоненко (режиссер В. Лукашев), в котором принимали участие Джаз-дуэт — Ольга Войченко (вокал) и Сергей Капелюшок (гитара), Сергей Бедусенко, Вячеслав и Тимур Полянские (фортепиано), Владимир Шпудейко (джаз-степ), Киевский квартет саксофонистов, Сергей Хмелев. Несмотря на то, что концерт начался в 22.00, но зал был полон. По настроению, восторженной реакции публики, по своей популярности все номера программы звучали, словно на бис. На вечере были исполнены всемирно известные хиты в фортепианном исполнении, было очарование джазового вокала, неповторимый тембр гитары, и выступление виртуозного Шпудейко. Этот танцор-виртуоз заставил половину зрителей встать со своих мест, чтобы не пропустить ни одного его умопомрачительные «па» чечетки. Слушатели тепло приняли квартет саксофонистов. Он звучал как полноценный оркестр. Публика получила огромное удовольствие от Фестиваля с большой буквы и его исполнителей.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИАЛОГИ

В рамках фестиваля прошли «Музыкальные диалоги», встречи, диспуты, мастер-классы. Надо отметить, что в программах «Киев Музик Феста» особое внимание было дано произведениям украинских композиторов. Наряду с такими мастерами, как Мирослав Скорик, Валентин Сильвестров, Евгений Станкович, Леся Дычко, и другими, на «равных» презентовали свои произведения представители среднего и молодого поколений, в частности: Алексейчук, Гаврилец, Ланюк, Степурко, Гречко, Кузин, Сегин и др. композиторы Какие они все разные: композиторы нескольких поколений, от маститых мэтров и зрелых экспериментаторов до дерзкой молодежи, которая ставит все традиции, обычаи и приемы с ног на голову и выворачивает наизнанку. Но все же музыка делится, прежде всего, не на классическую и современную, а на хорошую и плохую, на живую и мертвую.

Завершился фестиваль большим симфоническим концертом, в котором принимали участие капелла «Думка» под управлением Е. Савчука, Б. Стельмашенко (флейта), чтец — Л. Кадирова, Г. Булыбенко (орган). Программа вечера состояла из одних премьер. Впервые прозвучали четыре масштабных произведения: Концерт №2 для флейты и симфонического оркестра В. Бибика «From Light and Quiet», С. Пилютиков «Под покровом времени» для симфонического оркестра, В. Степурко «О, Боже мой» (кантата-реквием на стихи В. Стуса для солиста- тенора, смешанного хора, чтеца, симфонического оркестра и органа), С. Лунев «Tutti» для большого симфонического оркестра.

Самое главное завоевание «Киев Музик Феста» — то, что благодаря ему звучит музыка, редко исполняемая или никогда прежде не слышанная, иной раз датированная текущим годом. На фесте всегда много открытий; новая, самая свежая, актуальная музыка.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ