Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хочу к маме...

Ежегодно около 900 украинских матерей отказываются от своих детей в роддоме. Почему?!
6 октября, 2005 - 19:55
«СИРОТКА» / ФОТО НАТАЛЬИ КРАВЧУК, Киев

Этот малыш тяжело болен. Он не знает своих родителей и вряд ли пока понимает, кто виноват в его «кричащей» беспомощности. Он живет, как рассказала нам автор фотографии, в Доме ребенка в Ворзеле. Вокруг — чужие тети и дяди, стремящиеся по возможности скрашивать однообразные будни более полусотни ребятишек. Большинство детей — лежачие, «отмеченные» тяжелым поражением нервной системы. Их привозят сюда из Киева — из роддомов после оформления матерями отказов от своих чад, или просто брошенных. Дом ребенка будет растить их до 14-летнего возраста, и если не найдутся усыновители, врачи «пропишут» сироток по новому адресу.

В Украине ежегодно регистрируется около 900 отказов матерей от детей в роддомах. Врачи утверждают, что чаще всего бросают своих детей мамы-одиночки в возрасте 19—25 лет. У них это уже не первый ребенок, а кормить еще один рот возможности нет. Психологи констатируют: уговорить маму, решившую бросить своего ребенка, очень трудно. Как правило, такие женщины не видели ласки от собственных матерей, а не согревшись материнской любовью в детстве, не научились ее дарить другим. Однако далеко не всегда эмоциональная холодность и нежелание обременять себя заботами о маленьком сыне или дочке приводит к отказу от ребенка. В последние годы в Украине отмечается тенденция увеличения сирот при живых родителях — так называемых социальных сирот. Среди них особой группой выделяются дети, от которых родители отказываются сразу после рождения. По статистике, таковых в Украине около 15 тысяч. Многие из их мам потеряли семейную поддержку. Родственники принуждают лишаться нежелательной беременности или отказываться от ребенка прямо в роддоме. Альтернативы нет и единственный выход — это создание специальных центров для проживания такой женщины с ребенком. В Херсоне по инициативе местной администрации на протяжении двух лет уже функционирует подобный центр. Благодаря ему 150 детишек не потеряли своих мам и избежали горькой участи сироток. К концу года подобный центр откроется и в Чернигове. «Это будет временное жилье для новорожденного и его родителей, рассказывает «Дню» заместитель директора представительства благотворительной организации «Каждому ребенку» в Украине Татьяна Химченко. — Для несовершеннолетних мам и пап будет создана возможность закончить свое обучение и получить необходимые профессиональные навыки. В этом центре будут обучать вести хозяйство и грамотно ухаживать за ребенком. Там будет обеспечено медицинское обслуживание и присмотр за малышом в отсутствие мамы». За последние пять лет количество воспитанников интернатных учреждений для детей в возрасте до 7 лет в Украине увеличилось на 40%, а в возрасте от 7 до 17 — на 65%. При этом более 90% детей из интернатных учреждений имеют родителей или законных опекунов. Правительство Украины рассматривает определение ребенка в интернат как крайний выход, когда не удалось обеспечить семейными формами воспитания.

Сейчас Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта обобщает результаты проверки интернатов семи областей Украины (Херсонской, Запорожской, Днепропетровской, Закарпатской, Львовской, Виницкой, Ровенской). Поводом для проверки стали письма детей из интернатов, которые адресовались Президенту Украины. В них дети жаловались на жестокое отношение к ним воспитателей, а также просили решить насущные проблемы интернатов. Как сообщили «Дню» в Министерстве Украины по делам семьи, молодежи и спорта, корень проблемы в том, что система защиты детей-сирот у нас в стране не срабатывает.

И дело не столько в обеспечении интернатов разнообразным оборудованием (хотя во многих случаях это тоже большая проблема). А в том, чтобы вовремя и грамотно оформить ребенку статус сироты, позволяющий ему после окончания интерната вернуться в родные места, на свою жилплощадь. Лишение сироты крыши над головой — очень распространенное явление. Местные власти зачастую не следят за тем, чтобы у детей, осиротевших на их территории, были свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей или документы о лишении непутевых родителей родительских прав, чтобы жилье, где прописан сирота, — не продавалось. Не следят, чтобы вовремя выплачивались сиротам пенсии в связи с утратой родителей, и алименты — в случае лишения родительских прав. Некоторые интернаты находят юристов, готовых защищать сирот в суде. Благодаря им некоторым сиротам удалось вернуть их право на жилье.

Согласно научным исследованиям, у детей из интернатных учреждений наблюдаются разнообразные нарушения в развитии и поведении. Они агрессивны, эмоционально неуравновешенны, эгоцентричны. У них заниженная самооценка, они не умеют планировать свои поступки и отвечать за них, им сложно принимать собственные решения. Они скучают по родителям, близким и зачастую убегают из интернатов в родные места.

Сегодня в стране уже четко наметился курс на развитие семейных форм воспитания детей, лишенных заботы родных пап и мам. Приоритет — дома семейного типа и приемные семьи. Их система работы была перенята из зарубежных стран, однако в Украине приняла несколько иную форму. Если на Западе приемная семья, как правило, рассчитана на временное содержание в ней ребенка, и этот ребенок — их работа, то в Украине приемная семья приближается к такой форме опеки ребенка, как усыновление. Отличается от него лишь постоянной материальной поддержкой государства и социальным сопровождением приемной семьи. К слову, за минувший год украинцы усыновили менее двух тысяч сирот и ни одного ребенка из-за границы. За тот же 2004 год граждане Великобритании, например, в своей стране усыновили 3,5 тысячи детей и еще за границей — 2,5 тысячи.

Всего детей-сирот в Украине насчитывается около 100 тысяч. Шансов обрести родителей у них немного. Чтобы процесс национального усыновления пошел, необходимо утвердить целый пакет документов. Кстати, в сентябре в Нидерландах состоялась Международная конференция по вопросу присоединения стран к Гаагской конвенции, гарантирующую защиту прав усыновленных детей на международном уровне. Украина не раз выражала свою готовность присоединиться к этому соглашению, но частые смены правительств затормозили процесс — каждый новый Кабмин, согласно правилам, должен заново подтверждать свои намерения. На такую конференцию Украина была приглашена впервые. В частности, наша делегация представила проект государственной программы «Каждому ребенку — собственную семью», являющийся комплексной программой, направленной на развитие национального усыновления. Директор Центра усыновления Евгения Чернышова сказала «Дню»: «Участников конференции особенно заинтересовало то, что вопрос рассматривается комплексно, что особое внимание мы уделяем системе подготовки для будущих приемных родителей, и что рассматриваем приемную семью как потенциальную для будущего усыновления ребенка. Евгения Радионовна также сообщила, что уже найдены спонсоры и оговорено партнерство с организацией, занимающейся вопросами усыновления детей в Соединенных Штатах, по открытию в Украине Школы для будущих приемных родителей. Если Украина подпишет Гаагское соглашение, то украинские дети, усыновленные иностранцами, будут получать правовую защиту того государства, в котором они проживают. Кстати, согласно украинскому законодательству, иностранцы имеют право на усыновление наших детей, если в течение года сиротства никто из граждан Украины не заявил о своем желании усыновить данного ребенка. Украинцы стремятся усыновлять детей, у которых здоровье получше. В то же время иностранцев не пугают диагнозы. Они убеждены, что и больным детям нужно внимание. Возможно, что и для украинцев усыновление детей с недостатками в физическом и умственном развитии могло бы быть не столь проблематичным. Но для этого им нужна уверенность, что на удовлетворение особых потребностей этих детей у них будет достаточно сил и средств. Рассчитывать же сегодня приходится только на самих себя, трудно поверить, что государство сможет поддержать тебя в трудную минуту.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ