Как известно, на днях Конституционный Суд Украины признал не противоречащим украинскому законодательству законопроект, направленный на совершенствование системы местного самоуправления. С его введением в действие в Украине появится новая административно-территориальная единица — «община», в которой будут объединены жители одного или нескольких населенных пунктов. Предполагается, что предложенные изменения наделят органы местной власти полномочиями решать дела местного значения исключительно своими силами. Однако будет ли так в реальности? Сами представители местного самоуправления выражают на этот счет сомнения.
Par in parem non habet imperium
(Равный над равным не имеет власти)
Сегодня украинская политика переживает глубокий кризис. Чтобы это почувствовать, не нужно быть политологом, социологом, психологом и т.п. Причиной этого кризиса является полное отсутствие взаимосвязи между государством и его гражданами, между депутатами и их избирателями, между политикой и обществом.
Да и существует ли в Украине на самом деле общество? Те общественные организации или отдельные лица, которые в условиях тотального беззакония «отмывают» гранты своих заказчиков на рекламных проектах и театрализованных массовых акциях, — это не гражданское общество. Отчаянные протесты граждан, уставших от неограниченного произвола местных чиновников и затравленных местными милициями, прокуратурами и судами, тоже не свидетельствуют о наличии в Украине гражданского общества. А без этого в государственных структурах безумными темпами развивается коррупция, государственный механизм становится мертвым, отдаленным от людей и даже враждебным к любым проявлениям личной инициативы со стороны гражданина.
Тоталитарный способ административного управления, когда почти все вопросы жизнедеятельности человека решались сверху государством, и до сих пор применяется. Не общество независимых собственников, а толпа угнетенных наймитов — вот наше настоящее. И не нужно списывать все на социалистический период украинской истории. В течение 14 лет независимости нашей страны отрицательные процессы продолжались. Мелкое и среднее предпринимательство загнано в тупик и выживает за счет двойной бухгалтерии и взяток местным чиновникам. Везде существуют законодательные и бюрократические препятствия для тех, кто хочет, в частности, в сельском хозяйстве, на производстве или в сфере обслуживания реализовать свои способности и принести пользу окружающим и местной общине. Очевидно, что эти препятствия искусственно создаются алчными политическими олигархами разного пошиба. Доходы местных общин также значительны, хотя информация относительно затратной части местных бюджетов является закрытой не только для местной общины, но и для большинства местных депутатов. Благоустройство, состояние дорог, коммунальное хозяйство, социальное обеспечение, экологическая безопасность оставляют желать лучшего, работа с молодежью и культурно-образовательная деятельность на территории этих общин большей частью вообще не ведется, а если ведется, то только для «галочки» и для «отмывания» бюджетных средств.
Именно отсутствие гражданского общества в Украине является причиной возникновения вышеуказанных проблем, с которыми гражданам поодиночке не справиться.
Основой же гражданского общества, его фундаментом, главным источником является местное самоуправление. Подобное такой системе, которая закреплена в Европейской хартии о местном самоуправлении, и реализуется в социально развитых европейских странах, в частности, в Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии и т. п. В самом деле, если бы в Украине было местное самоуправление, а не произвол административного управления, который осуществляется председателями местных госадминистраций, то каждый человек, каждая семья ощутили бы себя в этой стране частью общества, в котором они живут, хозяевами в этом обществе, участниками политической жизни, а не равнодушными и отчужденными космополитами, для которых свобода состоит в деньгах, а основные ценности — в удовлетворении личных животных потребностей.
К сожалению, все реформы, которые в данное время проводит новая власть, сводятся в основном к перестановке кадров и перераспределению права собственности на отдельные предприятия. «Политика для народа», которую запрограммированно освещает большинство телеканалов, сводится к ценам на мясо, сахар, бензин, валютных курсов, реприватизации некоторых объектов, дискуссий политологов и еще двух-трех «сенсаций» наподобие тусовок «золотой» молодежи (детей олигархов) в ресторанах и ночных клубах. Человеческие отношения все больше разъедают лицемерие, неискренность, лукавые подозрения и откровенная ложь. Чтобы «выпустить пар», кое-где арестовывают мелких взяточников или создают видимость, в частности, борьбы с жэками, злоупотребления которых с другой стороны той же местной властью и покрываются.
Есть сомнения, что положительный вывод Конституционного Суда по известному законопроекту о местном самоуправлении даст толчок реальному реформированию этой сферы, которое до этого времени вообще не проводилось. Намерения провести когда-то в будущем административно-территориальную реформу и, к тому же, частично с переходным периодом, думается, лет на пять, состояли в минимальном перераспределении имущества и средств между местными органами самоуправления. Областные государственные администрации, а также органы местного самоуправления с дублирующими и управляющими функциями, в частности, областного совета, вообще даже и близко никто не собирается ликвидировать. То есть сохранение многоуровневой структуры областного административного управления на местах, даже при запланированном перераспределении прав на имущество и средства, ни в коем случае не устранит губительной практики командного управления местными делами «сверху». А это означает, что между правительством и местными общинами будет несколько посредников. Эти бюрократические посредники, как вампиры, будут высасывать на свои меркантильные цели все средства, которые будут зарабатывать граждане «внизу» и которые будет выделять правительство «сверху». Местные суды и прокуратуры будут оставаться и в дальнейшем зависимыми от этих областных распорядителей народной собственности. А доступ граждан к участию в местной политике, кроме того, будет блокироваться пропорциональной системой местных выборов, в которой беспартийные и независимые местные жители не смогут быть депутатами от своей местной общины... Нужны другие, более решительные шаги. Какие? Предлагаю это обсудить.