«Образование и карьера» — так называлась выставка, организованная Министерством образования и науки и обществом «Знание», которая завершилась на минувших выходных. Традиционно вузы приглашали на подготовительные курсы и факультеты довузовской подготовки. Как всегда — обилие школ по изучению иностранных языков, а также ряд экспозиций, предлагающих помощь в оформлении обучения за границей. Говорят, что иностранный диплом повышает конкурентоспособность специалиста в Украине. Украинцев на бесплатное обучение приглашают Германия и Франция. Однако при этом нужно запастись суммой в семь тысяч евро в год на питание и проживание в чужой стране. По словам исполнительного директора «DeC — Образование за рубежом» Андрея Тарченко, привлекательным для многих украинцев является и дорогое образование Соединенных Штатов, Швейцарии и Англии. В Англии год обучения в вузе в среднем стоит 15 тысяч долларов.
Но за традиционностью проступали и новые тенденции. Оказалось, что в Украине появились образовательные услуги, имеющие свою торговую марку. К сожалению, речь пока не идет о бренде нашей страны, имеется в виду купленный Украиной индийский международный образовательный проект «APTECH- УКРАИНА» по подготовке программистов. Его изюминка в том, что рынок труда испытывает «на прочность» каждого выпускника, обучающегося по ней в украинском Центре информационных технологий ITC. В качестве же выпускного экзамена требуется выполнение заказа реального работодателя! При обучении — к каждому индивидуальный подход и своя траектория постижения мастерства. Данная программа позволяет повысить свою квалификацию специалиста по информационным технологиям на любом уровне. Эта программа содержит не только технические знания, но и направлена на развитие личностных навыков, на развитие умения нестандартно подходить к решению управленческих задач. Она одобрена Министерством образования и науки и уже не требует разрешений от других структур. Виктория Бойко, менеджер Центра информационных технологий сказала «Дню»: «Наши украинские программисты очень много занимаются самостоятельно. Поэтому зачастую выходит так, что в одних темах они разбираются досконально, а в других имеют большие пробелы. Такая бессистемность порождается и тем, что вузовские программы очень консервативны, медленно реагируют на изменения условий рынка. К примеру, в минувшем году в докладе Международного экономического форума прозвучало, что Украина в использовании информационных технологий на 83 месте в мире».
Приятным сюрпризом на выставке стала новость о том, что украинские работодатели начали понимать: за хороших специалистов нужно платить путем вложения средств в их образование. В Центр страхового дела стали поступать предложения оплачивать обучение страховых агентов с последующим трудоустройством их в своих коллективах. Оказывается, что грамотных страховых агентов в нашей стране пока не хватает.
Затем еще одна неожиданность — сегодня дефицитны ряд кинопрофессий. Международная ассоциация профессиональных каскадеров заявила о том, что нуждается в пополнении. Киностудия имени Александра Довженко желает видеть у себя молодых помощников и ассистентов режиссеров, ассистентов по костюмам и реквизиту, младших администраторов, гримеров, художников по свету... Так что специализированный учебный центр «Основа», пока что осуществляющий начальную подготовку по названному выше списку специальностей, вполне имеет шанс осуществить свою мечту и превратиться в высшее учебное заведение «экранных» профессий.
Интересно, как отреагируют на такой рыночный спрос молодые украинцы? Неужели мода на романтические профессии ушла навсегда? Сегодня, похоже, даже танцевальное искусство получило некоторую прагматическую направленность — взрослые бизнесмены спешат научиться танцевать, чтобы блистать на корпоративных вечеринках, организованных по сценарию балов. А еще они хотят научиться говорить... Судя по количеству людей, окруживших презентацию тренингового центра по деловой риторике, можно сделать вывод: этот вид занятий очень популярен, и у людей существует острая потребность в эффективной коммуникации. Кого же сегодня, во время столь острых политических баталий, не заинтересуют такие разделы предмета, как «Техника убеждений и возражений», «Тактические способы воздействия на собеседника», «Манипуляция в переговорах и методы противостояния», «Методы давления в жестких переговорах», «Конфликты в переговорах» и особенно — «Путь к долговременным отношениям»? Интересно, что с каждым годом аудитория тренингового центра «Спикер» «взрослеет». Сегодня среднему слушателю более тридцати лет. Центр в начале своей работы в основном позиционировал себя на работу с детьми, но затем взрослые тети и дяди потеснили ребятишек, оставив немного места тем, кто старше 12 лет.
Однако для родителей, желающих образовывать своих чад пораньше, на выставке нашлись тоже заманчивые предложения. Ассоциация детской моды рекламировала целый комплекс образовательных услуг, направленных на развития навыков «привлекательности», а культурный центр «Кияночка» — всестороннее развитие творческих способностей детей.