Вчера эпицентр политической жизни страны из коридоров исполнительной власти снова переместился в парламент. Президент Украины Виктор Ющенко обратился в Верховную Раду с просьбой утвердить кандидатуру Юрия Еханурова на пост премьер-министра. После чего Глава государства пригласил руководителей всех парламентских фракций и групп к себе на совещание, где была достигнута договоренность одобрить специальную декларацию, рабочее название которой говорит само за себя — «Декларация о единении и сотрудничестве ради будущего». В итоге документ подписали Президент Виктор Ющенко, спикер Владимир Литвин, а также представители 10 фракций. Виктор Ющенко назвал подписание декларации «историческим событием». Радость гаранта понятна, — сегодня власти, как никогда, нужна поддержка в парламентских рядах. Но будет ли конгломерат сил, согласившихся подписать упомянутый документ и — соответственно — взять на себя политические обязательства, поддерживать будущее правительство (а в том, что речь идет именно о поддержке правительства, у экспертов сомнений нет)? Это еще вопрос. Судя по сведением, просочившимся в кулуары парламента, консультации относительно формирования нового Кабинета идут полным ходом. Правда, сколько-нибудь заметного публичного проявления данного процесса в парламенте не наблюдалось. Видимо, все, по-прежнему, «в лучших традициях» решается «под ковром».
В сессионном же зале в это время кипели страсти вокруг очередного задержания бывшего закарпатского губернатора, руководителя областной организации СДПУ(О) Ивана Ризака. С требованием освободить своего однопартийца представители фракции СДПУ(О) с утра заблокировали трибуну и ложу правительства. «В государстве нет возможности правовыми методами бороться с политическими преследованиями и репрессиями», — объяснил действия фракции ее представитель, народный депутат Владимир Заец. По его словам, три дня назад апелляционный суд отказал прокуратуре Закарпатской области в дальнейшем содержании Ивана Ризака под стражей, однако следователь «на колене сфабриковал» очередное дело о якобы причастности Ризака к гражданским беспорядкам. Помимо немедленного освобождения экс-губернатора Закарпатья, объединенные эсдеки требуют отставки главы Закарпатской обладминистрации Виктора Балоги, прокурора области Юрия Бенца, а также — «поместить за решетку» экс-секретаря СНБО Петра Порошенко, заявил Владимир Заец (при этом на президиуме развесили плакат «Прочь Балогу и прокурора Бенца — закарпатских Порошенко!»). Пытаясь уговорить блокирующих освободить трибуну, спикер Владимир Литвин предложил заслушать присутствующего в зале генпрокурора Святослава Пискуна, однако депутаты отказались. В итоге снять блокирование и приступить к рассмотрению запланированных повесткой дня вопросов (темой очередного дня правительства в ВР была положение с отходами) удалось только после того, как председательствующий первый вице-спикер Адам Мартынюк объявил, что прокуратура Закарпатской области проводит необходимые процессуальные действия по освобождению Ивана Ризака под залог.
Сложившаяся ситуация наводит на размышления. Власть как будто дает понять, что не «притихшие» после освобождения из-под стражи Бориса Колесникова «регионалы», а именно объединенные эсдеки являются ее главными раздражителями и антагонистами. К слову, как раз то, что Колесников давно уже на свободе, а вокруг Ризака продолжают кипеть страсти, свидетельствует: проблема лежит не только в юридической плоскости... В чем суть и причины происходящего? «День» предложил высказаться на эту тему нескольким депутатам. Интересно, что и представители СДПУ(О), и их политические противники из провластного лагеря едины во мнении относительно низкого профессионализма правоохранительных органов.
КОММЕНТАРИИ
Тамара ПРОШКУРАТОВА , фракция СДПУ(О):
— То, что случилось в понедельник с Иваном Ризаком, иначе, как политическими репрессиями, не назовешь. Ведь его же обвинили по делу, которое месяц назад этой же прокуратурой было закрыто. Я не знаю, какова цель у наших преследователей. Может, нас считают конкурентами, может, просто поставили цель уничтожить всю партию...
Михаил КОСИВ , фракция политической партии «Реформы и порядок»:
— Я протестую против того, чтобы называть нынешние действия правоохранительных органов политическими репрессиями. Как представитель диссидентов-шестидесятников, я что такое политические репрессии знаю очень хорошо. Не надо смешивать понятия политических репрессий и ответственности за те действия, к которым прибегали в Закарпатье представители власти, прежде всего — во время выборов мера Мукачева. Но то, что наши правоохранительные органы работают абсолютно неадекватно, абсолютно бездарно, — это чистая правда. Они не способны доказать ничего существенного, и, даже имея какие-то доказательства, так растягивают дело, что у людей действительно создается впечатление, что перед ними — пример политической расправы. Хотя я сочувствую всем тем, за кем закрывается тюремный замок.
Нестор ШУФРИЧ , фракция СДПУ(О):
— Мы являемся свидетелями расправы закарпатского «князька» Балоги над его давним оппонентом Ризаком. Это даже не партийное противостояние. Это банальное сведение личных счетов.
Сергей ШЕВЧУК , фракция Блока Юлии Тимошенко:
— Когда мы говорим о таких делах, как дело Кушнарева, Колесникова, Ризака, следует учитывать, что речь идет не просто о персоналиях, а о руководителях регионов с миллионным населением. Народ внимательно следит за развитием этих дел, и действия правоохранительных органов должны быть убедительно мотивированы. Поэтому протест однопартийцев Ризака мне абсолютно понятен. Фракция БЮТ вела себя так же, когда лидера фракции преследовали.