Битва за телекоммуникационный рынок Украины, о которой газета уже писала, продолжается. Напомним — в конце августа российская компания «Альфа Телеком» — владелец 43,5% акций одного из крупнейших операторов сотовой связи в Украине — компании «Киевстар», подала иски в суды Украины с требованием защиты своих акционерных прав в «Киевстаре», а также — приведения учредительных документов в этой компании в соответствие с украинским законодательством. Ответчиком по данному делу выступает норвежская компания «Теленор» — владелец 56,5% акций «Киевстара». В своем исковом требовании «Альфа Телеком» заявила о том, что ее законные права на участие в управлении предприятием игнорируются, руководство «Киевстаром» осуществляется исключительно менеджерами, назначенными «Теленором», а существующие несоответствия учредительных документов «Киевстара» закону грозят предприятию серьезными юридическими проблемами. После получения исков Соломенский райсуд и Хозяйственный суд города Киева приняли обеспечительные меры, приостановив деятельность совета директоров, президента «Киевстара», а также топ-менеджеров компании, назначенных «Теленором», запретив им осуществлять значимые юридические действия.
Тем не менее «Теленор» пока не демонстрирует желания идти на компромисс. Пресс-секретарь «Теленора» Даг Мельгаард прямо заявил, что их компания не собирается выполнять выдвинутые к ней «Альфа Телеком» требования и делиться правами с другими акционерами. Такая позиция вызвала удивление у многих как украинских, так и зарубежных экспертов. «Неужели всемирно известная компания «Теленор», претендующая на то, чтобы считаться образцом в деле соблюдения деловой этики, и намекающая на недостатки оной у некоторых своих партнеров, готова утверждать, что можно пренебречь правами миноритарных акционеров в «Киевстаре?» — задается вопросом Антон Чернец, эксперт компании «ЭдКомм».
Самоуверенность представителей «Теленора» тем более удивительна, что его шансы в суде переиграть «Альфу Телеком» на рынке оцениваются как весьма и весьма скромные. При условии, конечно, что к решению проблемы не подключатся эксперты по хорошо известному ранее в Украине «телефонному праву». «Теленор» явно заинтересован сохранить полученные во времена правления президента Кучмы права на безраздельное господство в «Киевстаре». Именно тогда, как утверждают СМИ, при негласной поддержке режима Кучмы «Теленор» получил практически монопольные права на управление крупнейшим украинским мобильным оператором, в результате чего норвежцы даже ежегодно указывают итоговые цифры работы «Киевстара» как часть доходов «Теленора» — ни больше ни меньше.
«Киевстар» — не единственная «зона напряженности» в отношениях между «Альфа Телекомом» и «Теленором». Между компаниями возник конфликт по поводу покупки российским мобильным гигантом «Вымпелком», наибольшее количество акций которого принадлежит «Альфа Телекому», но совладельцем которого является также и «Теленор», украинского оператора «Велком». Последний появился на украинском рынке всего несколько лет назад, но демонстрирует завидные темпы роста — активно развивается сеть, которая доступна уже почти в пяти десятках городов, включая все областные центры, столицу Крыма Симферополь, а также курортные города Крымского полуострова. Важным активом «Велкома» называют наличие лицензии на частоту GSM-900. Руководствуясь стратегией расширения бизнеса в страны СНГ, менеджмент «Вымпелкома» принял решение о приобретении «Велкома», который, по оценках независимых экспертов, при нынешних головокружительных темпах роста рынка и серьезных инвестициях может уже в ближайшие годы стать одним из крупнейших игроков в украинских телекоммуникациях. В результате еще осенью 2004 года с владельцами «Велкома» была достигнута договоренность о совершении его покупки за сумму около 200 млн. долларов США. Весной же этого года было подано обращение в Антимонопольный комитет Украины с просьбой одобрить совершение этой сделки. Рассмотрение вопроса затянулось на несколько месяцев, тем не менее, разрешение было получено.
Но — сделке воспрепятствовали норвежские совладельцы «Вымпелкома». Несмотря на всю очевидность выгоды сделки по приобретению «Велкома» (кстати, по сообщению «Альфа Телекома», в отчете компании Brunswick UBS, «Велком» оценен в 296 млн. американских долларов), «Теленор» дважды заблокировал принятие соответствующего решения Советом директоров «Вымпелкома».
Аргументы норвежцев поразили экспертов украинского рынка: «Велком» — слишком маленькая компания, ее владельцы просят за нее слишком дорого», — заявил журналистам пресс-секретарь «Теленора» Даг Мельгаард. В связи с этим, по словам Мельгаарда, «Teленор» считает это предложение плохой инвестиционной возможностью. На деле же, как не раз отмечала украинская и мировая пресса, за позицией «Теленора» стоят ее узкокорпоративные интересы — защитить себя как «владельца» «Киевстара» от возможного конкурента в виде «Вымпелкома».
Интересно, что при описании своей деятельности в «Киевстаре» «Теленор» постоянно говорит о важности и перспективности украинского рынка мобильной связи, на котором компания успешно зарабатывает деньги уже несколько лет. Но как только речь заходит о приобретении «Велкома» — тональность оценок сотового рынка в Украине становится обратной: из мнения «Теленор», изложенного в документах к акционерам «Вымпелкома», можно сделать вывод, что украинский рынок совершенно неперспективен, а украинская экономика по темпам роста ничем не лучше, скажем, Зимбабве. Увы, похоже на то, что норвежцы больше думают о том, как сохранить свое положение на этом рынке, нежели о том, как лучше развивать дело.
А тем временем компания «Велком» находится в подвешенном состоянии, ожидая решения своей судьбы. Несмотря на добро Антимонопольного комитета, в Украине есть немало противников приобретения «Велкома» «Вымпелкомом» и среди политиков. В то же время нельзя не видеть тот факт, что европейские и американские инвесторы в Украину откровенно не спешат, и даже наоборот: в последние годы склонны распродавать имеющиеся здесь активы. Свято место пусто не бывает — если в перспективную, остро нуждающуюся в капиталовложениях отрасль связи не желают вкладывать деньги западные компании, вместо них это делают россияне.