Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Детские телепрограммы: почему спрос не рождает предложение?

2 сентября, 2005 - 20:20
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Вечный и простой, как закон Архимеда, экономический постулат о спросе, рождающем предложение, «споткнулся» в Украине. То, что не удавалось никому, оказалось под силу украинским теле- топ менеджерам: в отдельных случаях спрос для наших ответственных теле-умников и умниц — это нечто, что находится вне поля их креативных усилий. И потому главное — его просто не замечать.

Спрос на детские (они же познавательные, развлекательные, потому что обязательно умные, полезные, веселые и музыкальные) телепрограммы — огромен. А в украинском телеэфире их нет.

Главным отечественным «достижением» на непаханой ниве детского телеформата стал упорный и заразный, как болезнь, пофигизм в отношении огромной детской и подростковой аудитории.

Пункт Закона о запрете рекламы в детских телепрограммах телеменеджеры прочитали по-своему и быстро его полюбили. А чтобы его не нарушать, дружно решили обходиться без детских программ вообще. Их признали безнадежными и «списали» в утиль как некоммерческий, невыгодный, а значит, никому не нужный продукт.

Это стало украинским «ноу- хау». Другой страны, так основательно расправившейся с детским форматом, я не знаю. Следуя логике украинских теле-топ менеджеров, их британские, американские, японские, а с недавних времен и российские коллеги, увязшие в детской телеиндустрии, — все, как один, недальновидны и сплошь банкроты. А уж владельцев — акционеров «Бразерсов», «Диснеев» и прочих подобных компаний — просто жаль. Потому как вкладывать средства и силы в детские телепрограммы, фильмы и сериалы — чистой воды безумие.

Вопреки огромному спросу украинские телеканалы блокируют производство и предоставление эфира детским телепрограммам. Ссылки при этом на отсутствие источников финансирования и, шире, финансовых механизмов, поддерживающих детские проекты — обыкновенное лукавство и нежелание что-либо менять.

Но не отчаивайтесь. И не думайте, что все безнадежно. Рынок — великий врачеватель, способный излечить и заставить думать по-другому даже украинских телеменеджеров и владельцев телеканалов.

И если украинским детям с их потребностями не суждено быть замеченными серьезными дядями и тетями — служителями телемуз, то мощным и законопослушным производителям детских товаров и продуктов стало тесновато в том телепространстве, которое украинские телеканалы заботливо для них подготовили.

Как, скажите, продвигать детские бренды в условиях отсутствия детских телепрограмм? На телеканалах ничего не меняется. Пока. Но процесс пошел. Станет ли это симптомом возрождения детских телепрограмм? Время покажет. А поскольку настоящая детская телепрограмма, как мы выяснили, непременно познавательна и полезна, то есть надежда на то, что исчезнувшие как вид познавательные телепрограммы, появятся в украинском телеэфире вновь.

Социологи обнародовали результаты опросов: потребность в познавательных телепрограммах — уверенно лидирует среди прочих. А что касается рейтингов, то у наших соседей программа «Спокойной ночи, малыши» (даже в урезанном и сокращенном виде) давно никому не уступает первенства.

Поэтому не угроза санкций со стороны озабоченного своими проблемами Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, а забота о рейтинге неминуемо приведет и украинские телеканалы к необходимости делать собственные детские телепрограммы. И, поверьте, это будут уже не те незатейливые, дешевенькие по умственным и финансовым затратам тележурналы с сомнительными рекламными сюжетиками, которыми под видом «детской» телепрограммы грешат некоторые телеканалы. Такая продукция никому не нужна. Это — не более, чем средство самоуспокоения и отчетности телеменеджеров перед вышестоящим начальством. Но уж никак не инструмент борьбы за рейтинг.

Свободные и демократичные СМИ не могут демонстративно игнорировать потребности значительной части телеаудитории. Поэтому, как ни парадоксально, но наличие или отсутствие детских телепрограмм — это тест на свободу и демократичность украинских электронных СМИ.

Отсутствие детских телепрограмм собственного производства на телеканале — верный признак того, что телеканал далек от телебизнеса. Быть может, манипуляционные игры с сознанием телезрителя продолжают оставаться главной, хотя и теневой задачей несвободных телеменеджеров?

Людмила МИРОШНИКОВА, кандидат философских наук, доцент, автор телепроектов для детей
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ