Именно так считают музейные работники полуострова. Объясняют же свои убеждения так: море и солнце есть во многих странах и регионах, а исторические достопримечательности уникальны. Утверждение, надо сказать, верное для любой части света, однако для Крыма, который сам по себе еще называют «музеем под открытым небом», и который в последнее время пытается вывести курортно- туристическую отрасль на первое место, оно верно вдвойне. Именно музеи, по насыщенности которыми Крым стоит, пожалуй, на втором месте после Киева, стали символом автономии. В прошлом году, например, Национальная картинная галерея И. Айвазовского заняла первое место во Всеукраинском рейтинге на лучшее предоставление культурного продукта, и, по мнению заместителя министра культуры Крыма Леонида Белого, может быть брендом Крыма. Его общепризнанными символами уже являются такие музеи, как Алупкинский, Бахчисарайский и Ливадийский дворцы, античное городище Херсонес в Севастополе, виды которого изображены на первой украинской купюре в одну гривню, Генуэзская крепость в Судаке, являющаяся филиалом Софийского заповедника в Киеве, и многие другие. Всего в Крыму насчитывается 26 крупных государственных музеев, в том числе пять крупнейших заповедников, многие из которых имеют мировое значение, более 170 общественных музеев, несколько десятков частных музеев, как, например, недавно открывшийся в Феодосии Музей денег.
Начиная с 2002 года в Крыму увеличивается количество посетителей музеев и выручка от них. Только в первом полугодии 2005 года крымские музеи посетили около 700 тысяч человек, что на 10 процентов больше прошлогоднего. Если в 2003 году крымские музеи заработали 7,9 миллиона гривен, то в 2004-м — уже 14 миллионов, за 2005-й сумма выручки также возрастет, поскольку поток посетителей в этом году увеличивается на 10—15%. В 2005 году Минкультуры Крыма заканчивает выполнение специальной трехлетней программы развития музеев, на которую в общей сложности потрачено примерно 9 миллионов гривен, хотя для более полного решения проблем крымских музеев, по приблизительным оценкам специалистов, потребовалось бы 35—40 миллионов гривен. Поэтому Леонид Белый среди главных называет проблему финансирования государством реконструкции и развития музеев. Конечно, некоторые музеи (например, дворцы или картинная галерея) могут зарабатывать крупные деньги, но это их деньги, ведь музеи сейчас являются самостоятельными юридическими лицами, и использовать их заработок для других музеев было бы просто некорректно. С другой стороны, даже многие мировые музеи, как Лувр, например, несмотря на крупные заработки, пользуются поддержкой государства. К тому же только за государственные деньги могут быть созданы новые исторические, и краеведческие музеи и заповедники.
Сегодня из-за скудного финансирования многие объекты в Крыму, которые могли бы стать музеями мирового класса, просто гибнут под открытым небом. Это касается, например, скифского городища «Неаполь-Скифский» под Симферополем, Генуэзской крепости «Чембало» в Балаклаве и многих других объектов, которые ожидают своей музеефикации вот уже несколько десятилетий.