Недавнее заявление европейских экспертов вызвало в Украине немалый резонанс. Речь о представителях Европейского банка реконструкции и развития, которые заявили, что в Украине неизбежно повышение цен на коммунальные услуги. Как уже писал «День», согласно международным стандартам, допустимой границей расходов на электричество, отопление и водоснабжение считается 25 процентов от всех расходов семьи в год. По исследованиям ЕБРР, в Украине в настоящее время средняя семья тратит на эти услуги лишь около 6 процентов. После реформы коммунальных выплат рядовая украинская семья будет тратить на эти услуги около 15 процентов доходов, то есть в пределах международных стандартов. Тарифная реформа же, по мнению экспертов, неотложна. Ведь улучшение обеспечения городов электричеством, водой и теплом возможно лишь в случае надлежащего финансирования соответствующих коммунальных предприятий.
Особенно интересно это заявление на фоне того, что две недели назад местные советы должны были определиться с тарифами на коммунальные услуги. Именно регионам делегировал это право новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах», который вступил в силу в начале этого года. Как определялись с тарифами в Крыму — в материале нашего корреспондента.
В Крыму, наконец, закончился процесс определения тарифов на услуги ЖКХ органами местной власти. Напомним, согласно вступившему в силу с 1 января закону, местные советы должны были утвердить тарифы на услуги ЖКХ либо не ниже их себестоимости, либо, в противном случае, предусматривать в своих бюджетах средства на компенсацию разницы в тарифах предприятиям жилищно- коммунальной сферы. К сожалению, таким образом закон создал для ЖКХ практически неразрешимую дилемму: с одной стороны, тарифы повысить нельзя из-за неплатежеспособности потребителей, особенно на селе. А с другой — «повесить» дотации на оплату услуг ЖКХ на бюджеты также нет возможности из-за ограниченности доходов местных бюджетов. Поэтому, как сообщила заместитель министра экономики Крыма Светлана Верба, и до сегодня в автономии ни один из местных советов не решился утвердить самоокупаемые тарифы на коммунальные услуги для населения. По ее данным, из 25 регионов Крыма только в трех городах — Красноперекопске, Армянске и Саках — утверждены тарифы на услуги ЖКХ, наиболее приближенные к себестоимости. В остальных регионах существующие тарифы на коммунальные услуги для населения повышены незначительно, хотя в среднем по Крыму, по данным ГУ статистики, плата за жилье, канализацию, водоснабжение и другие коммунальные услуги увеличилась в среднем на 23—63 процента, что в условиях тотального повышения цен довольно ощутимо для кошельков крымчан. Однако она все равно покрывает не больше 35—60 процентов реальных затрат предприятий ЖКХ.
Естественно, частичное повышение тарифов не решает проблемы, ситуация остается практически такой же, как и до принятия закона. Как заявила Светлана Верба, с новыми тарифами крымчане будут оплачивать в среднем не более 50 процентов себестоимости, например, тепловой энергии, хотя раньше принималось решение поднять планку до 66 процентов. Остальные суммы будут погашаться промышленными и госпредприятиями, а также за счет дотаций. По подсчетам Совмина, на дотации вместо прежних 90 миллионов понадобится 10 миллионов гривен, но и из-за этого придется урезать в финансировании некоторые программы. Совет министров предложил, например, «Крымтеплокоммунэнерго» утвердить средний тариф по Крыму, который составит 62 копейки за квадратный метр отапливаемой площади. Теперь оплата отопления и горячей воды на однокомнатную квартиру в Крыму в среднем составит 67 гривен при росте тарифов на 12 процентов, на двухкомнатную — 80 гривен, — сообщила Светлана Верба. Остались и прежние диспропорции в платежах: себестоимость производимого в Крыму тепла на сегодня составляет 153 гривни за Гкал, а крымчане оплатят пока только 62 гривни. В то же время предприятия Ялты, как и раньше, оплачивают эту услугу значительно выше себестоимости — от 370 до 850 гривен за одну Гкал…
В Крыму тарифы на коммунальные услуги не повышались с 1996 года, хотя за это время многократно возросла стоимость всех видов топлива. И вот с принятием закона дело сдвинулось. Как говорили в Крыму, «если кто-то думал, что «коммунальная шара» объемов не имеет, то оказалось, что имеет», и казначейство пригрозило, что не даст денег на дотации. Дал наконец свое согласие на оптимальное повышение тарифов и Совет профсоюзов, возражавший ранее, поскольку стало очевидным, что при старых тарифах отрасль просто не выживет. Казалось бы, простое действие, пересмотр тарифов, но тем, кто этим никогда не занимался, оказалось просто не по плечу. Поселковые и сельские советы Крыма были просто не в состоянии самостоятельно утвердить экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Практически во всех сельских и поселковых советах Крыма отсутствуют специалисты, которые могут грамотно пересчитать существующие тарифы с учетом всех особенностей региона и норм законодательства.
Словом, органы власти на местах вдруг неожиданно для себя получили задание решить задачу, которую никогда не решали. Поэтому между ними начался ожесточенный спор. С одной стороны, Министерство финансов утверждало, что низкие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения не являются причиной плохого состояния отрасли. Анализ, проведенный в прошлом году Минфином Крыма совместно с Министерством экономики и Рескомитетом по ЖКХ, показал, что низкие тарифы для населения были выгодны для некоторых коммунальных предприятий, в частности, «Крымтеплокоммунэнерго», поскольку позволяли им без особых стараний получать дотации из республиканского бюджета. С другой стороны, по мнению, например, депутатов Джанкойского райсовета, тарифы на уровне себестоимости все еще непосильны для населения, а устанавливать их ниже — значит, опять поступить произвольно, а не в соответствии с требованиями экономики. В свою очередь заместитель министра экономики Крыма Светлана Верба считает, что увеличение тарифов на услуги ЖКХ для населения хотя бы до уровня половины их себестоимости позволяет значительно выровнять ситуацию и хотя бы приблизиться к экономически обоснованным решениям. Ведь пока одни недоплачивают, тарифы для других потребителей безбожно завышены. По мнению Светланы Вербы, «предприятия отрасли перекладывают основную нагрузку по оплате услуг с населения на организации, некоторые предприятия вынуждены платить даже по 13 гривен за кубометр воды», — говорила она. С другой стороны, повальное отсутствие счетчиков позволяет предприятиям ЖКХ завышать объем оказанных услуг и таким способом компенсировать низкие тарифы…
Правительство Крыма приняло решение, в котором определило главные параметры тарифной политики. В разных городах устанавливаются разные цены, так как затраты на подачу воды в степи и в крымской горной местности разные. Одно дело — качать воду из Днепра в равнинный и близкий Красноперекопск, другое дело — в Ялту и Алушту через горный хребет. Так, городскому совету Симферополя было рекомендовано утвердить тариф на услуги водоснабжения до уровня 82 копеек за кубометр воды для хозяйственно-питьевых нужд и 1,63 гривни за кубометр для технических нужд (полива, водопоя скота, мойки автотранспорта). Красноперекопскому горсовету — 47 копеек за подачу кубометра воды, 1,19 гривни за подачу технической воды. Алуштинскому — соответственно, 0,88 грн., 1,76 грн. На практике же местные органы власти таких рекомендаций не придерживаются, а все делают по-своему.
Понятно, что этот процесс не мог идти гладко. Так, первый же опыт введения новых тарифов в Красноперекопске привел к конфликту. Проанализировав фактические тарифы, введенные в городе, группа специалистов пришла к выводу, что население пока оплатить их не в силах. Несмотря на рекомендации Совмина, первоначально горводоканал повысил стоимость своих услуг в 3,5 раза, отопительные сети — в 1,3 раза, а цена горячего водоснабжения возросла в 1,52 раза. Причем, отмечают депутаты, качество услуг осталось на прежнем уровне — никто не стал чаще вывозить мусор, никто не обещает бесперебойную подачу горячей воды. А причина в том, что предприятия ЖКХ в новых условиях продолжают работать, как и раньше, — не думают о снижении себестоимости услуг, не внедряют ресурсосберегающие технологии, не внедряют экономную современную технику, практически никогда не ведут перерасчет размера оплаты своих услуг при их неполном предоставлении и даже при полном невыполнении условий. Депутаты предложили провести повторную экспертизу тарифов в Минэкономики и исключить из них нерациональные затраты. Так возникло решение о том, что в тарифы не могут включаться затраты предприятий ЖКХ, например, на содержание собственной футбольной команды, на необоснованное премирование работников, на культурно- массовые мероприятия и так далее.
Сегодня потребители услуг ЖКХ стали более требовательны к их качеству. Так, на днях территориальная община Почтовского поселкового совета в Бахчисарайском районе заявила о проведении массовых акций протеста в случае прекращения подачи воды. Такое решение было принято на общем собрании территориальной общины в связи с решением Симферопольского горводоканала отключить Почтовский поссовет за накопившиеся долги по водоснабжению. А долг этот немалый — около 2038,3 тысячи гривен. Кроме того, в ходе собрания было решено обратиться в Верховную Раду и Совет министров Крыма с просьбой о выделении из бюджета 2005 года еще не менее 200 тысяч гривен на реконструкцию водопроводных сетей и до решения всех организационных вопросов не допустить полного отключения подачи воды.