Широко известны слова В. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Роль визуального образа в современном мире не то что значительная, а просто определяющая: перегруженному со всех сторон информацией человеку ХХ века, а тем более человеку ХХI века часто просто не хватает ни сил, ни вдохновения для глубоких рассуждений, поэтому вот уже свыше ста лет, и каждый раз все больше, полная палитра эмоций ему сервируется, а часто и разжевывается на кухне жизни под названием «кино».
Феномен и эффективность кино — в способности формирования им воображаемой действительности, в которую «вживается» зритель, часто так полно, что не способен отличить виртуальность от реальности. Сформированная кино действительность становится неотъемлемой частью нашей памяти, часто отождествляя кинособытия с собственным прошлым.
Особую нишу в формировании общественных стереотипов играет историко-политическое кино, в частности, о событиях, происходивших в ХХ веке, и которые в современной политике еще до сих пор остаются непосредственно актуальными. Хорошей иллюстрацией жанра является целая плеяда фильмов о Холокосте еврейского народа. Используя визуальный образ и творческий талант мастерских режиссеров, сценаристов, актеров и всего сопроводительного персонала, фильмы о трагедии Холокоста получают высочайшие награды на мировых кинофорумах, но главное — миллиарды зрителей получают возможность почувствовать боль и отчаяние нечеловеческих лишений его жертв, «прожить» его, а этим — чествовать, понять, предостеречь… Никакие заоблачные расходы на съемку качественного продукта о Холокосте не идут в сравнение с теми общественными дивидендами, которые получает израильский народ, а с ним и все человечество, от индивидуального ощущения крупнейших трагедий ХХ века.
Стоило было бы и нам, украинцам, тоже попробовать напомнить миру, но прежде всего — самим себе о крупнейшей мировой трагедии современности — Голодоморе 1932—1933 годов в визуальной форме кино. Потому что, хотя еще живы очевидцы «ада на земле», который по-сатанински бурлил в Украине на протяжении двух лет и жестоко замучил десяток миллионов человеческих жизней, надлежащего осознания и осмысления трагедии Голодомора в украинском обществе до сих пор нет. Голодомор мы воспринимаем сквозь призму полустертых архивных фотографий и из описания бабушек и дедушек, которые «почему-то сказав два-три слова, начинают плакать». Будем откровенны: тема Голодомора в Украине является «пресной страницей» из учебника истории, о которой каждый «что-то слышал», «что-то знает», «где-то читал», но на уровне общественного кода мы тотально безразличны к этой трагедии.
Именно художественный фильм способен «оживить» в человеческом сознании адский ужас Голодомора, именно визуальный образ способен заставить задуматься над нечеловеческой болью Человека-1933: из чистосердечных и набожных казацких потомков, которые испокон веков жили на благодатной земле и вобрали в свои души сияние подсолнуха и лирику кобзарских дум, коммунистический террор сделал изуверов, которые ели собственных детей! И это было не «когда-то» и «где-то», а именно здесь, в Украине, и еще совсем недавно, для кого-то буквально еще «вчера»! Неужели нам нет никакого дела до этого? Речь не идет о наказании, речь не идет даже о прощении, но о памяти, об элементарной сыновней памяти и уважении собственных дедушек и бабушек, собственных нерожденных братьев и сестер, собственных измученных генераций, собственного национального Духа и даже собственного будущего! Потому что Голодомор уничтожил не только миллионы живых — он, как и Чернобыль, лежит невидимой печатью на всем украинском народе, и не видеть этого, не знать этого, не понимать это — значит, и дальше оставаться «советскими» безотцовщинами, которые знают, когда правил Юлий Цезарь и когда умер Наполеон, но не знают себя и не знают своих корней, откуда они на этой земле, что было до них и что оставят после.
Недавний взлет украинского кино в Каннах дал повод еще раз напомнить себе, что в нашем государстве существуют, по меньшей мере, два молодых режиссера — Стрембицкий и Санин, которые могли бы осилить эту тему и создать достойный, качественный и дорогой кинопродукт о Голодоморе — продукт, который корреспондировался бы со всеми требованиями кассового/массового мирового кино и в то же время донес бы до разнеженного обычного зрителя то, о чем не хотелось думать, о чем лень было задумываться.
Законы мировой киноиндустрии неумолимы: невозможно снять массовый фильм без должного финансирования. Вряд ли возможно найти частных инвесторов для такого проекта, однако, взявшись за дело предприимчиво, объявив соответствующий сбор средств, даже без оглядки на бюджетные подарки-подачки, украинцы могут и должны бы собрать и десяток, и сотню необходимых миллионов для дела должного осознания Украины в мире и в сердцах нас самих. Если бы это предложение получило отклик, автор сам и десятки близких и далеких знакомых охотно присоединились бы к этому делу.