Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От «кайфа» — к экстазу

Могут ли религиозные центры лечить наркоманию
3 августа, 2005 - 19:52
В ПОМЕЩЕНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ПРОРЫВ-ПОБЕДА». ПРОЙДЯ АД НАРКОМАНИИ, ЮРИЙ ДЕМЧИК (СТОИТ) ТЕПЕРЬ ПЫТАЕТСЯ ПОМОЧЬ ДРУГИМ / ФОТО АЛЕКСЕЯ КОТВИЦКОГО

У моей бывшей сотрудницы от принятия избыточной дозы наркотиков умер 19- летний сын, у соседки — сын-наркоман уже несколько лет «в бегах», поскольку за распространение наркотического снадобья его разыскивает милиция, у знакомого высокопоставленного чиновника — оба сына стали инъекционными наркоманами, а недалеко от моего дома в Житомире уже несколько лет работает молодежный клуб, который стал местом, где распространители наркотиков предлагают свой товар подросткам...

По состоянию на 1 июля на учете в Житомирской области находилось 1602 больных наркоманией, или 11,5 человека на 10 тысяч населения. По словам заведующего организационно-методологическим консультационным отделом областного наркологического диспансера Николая Котенко, наибольшая динамика роста численности таких больных пришлась на конец прошлого — начало нынешнего века. Потом ситуация стабилизировалась на уровне 10—15% ежегодного прироста их численности. За 6 месяцев нынешнего года в области пролечены 767 больных наркоманией (220 в условиях стационара и 547 амбулаторно). Однако, согласно подсчетам специалистов, реальное число любителей «кайфа» приблизительно в 10 раз больше числа зарегистрированных, и в общем в Украине наркотики употребляет каждый сотый ее гражданин. В официальную статистику попадают только те, кто обращается за медицинской помощью или попадает в поле зрения правоохранителей, или тот, кого направляют на лечение принудительно (по решению суда). Хотя, по данным Управления по борьбе с незаконным обращением наркотиков УМВДУ в области, Житомирщина не считается регионом с наибольшим распространением наркомании. За ней другая роль — поставщика наркосырья (прежде всего маковой соломки) в Украине.

Перспективы тех, кто попал в зависимость от того или иного вида психотропов или наркотиков, очень печальны. Начальник медицинской службы Житомирского облнаркодиспансера Александр Ларченко утверждает, что их употребление ведет к необратимым изменениям в головном мозге, и полностью вылечиться больным наркоманией практически невозможно.

Правда, активист благотворительной организации «Христианский центр реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом «Прорыв-Победа» Дмитрий Сапсай утверждает, что в сети реабилитационных центров этой организации избавляют от наркозависимости до 28—30% тех, кто обратился к ним за помощью, в отличие от 1—2% больных наркоманией, которые выздоровели благодаря медикам. Сам Дмитрий (ему сейчас 31 год) также прошел курс реабилитации в одном из таких центров, ныне работает, а в свободное время консультирует ВИЧ-инфицированных по адаптации в обществе (Дмитрий сам ВИЧ-положительный и не скрывает этого).

В области первый центр, основанный упомянутой благотворительной организацией, появился в 2001 году. Сейчас работает уже пять таких центров. И в целом по состоянию на 12 июля текущего года к ним обратились 203 человека. По принятой в организации терминологии, 63 человека или 31% на данное время — «в свободе» (то есть освободились от пристрастия к наркотикам). Полный курс реабилитации по принятой ими методике прошли 69 человек, из них не употребляют наркотики 56 человек, то есть 81%.

Рассказы бывших наркоманов очень похожи — большинство из благополучных семей, наркотики начали пробовать из желания узнать что-то неизведанное, втянулись очень быстро. Далее конфликты с родными, с законом, заключения. В христианские центры обратились, увидев, что их бывшие товарищи-наркоманы вернулись к нормальной жизни, пройдя там реабилитацию. Сейчас, например, у Алексея Котвицкого и Геннадия Мостового, уже есть семьи. У Алексея родился ребенок, одновременно он работает консультантом в центре «Твоя победа» и учится заочно в Житомирском госуниверситете. Геннадий успел закончить два высших учебных заведения, сейчас с нетерпением ждет первенца, говорит, что ему лучше уйти из жизни, чем вернуться к наркотикам. В беседах чувствовалось, что каждый из моих собеседников имеет мощный внутренний потенциал, направленный не только на то, чтобы самому быть достойным человеком, но и помочь стать таким другим.

Реабилитационный центр «Прорыв-Победа» — это обыкновенная трехкомнатная квартира в одной из многоэтажек в Житомире. Одновременно там могут проходить курс реабилитации, рассчитанный на 6 месяцев, 8 человек. Аренду помещений, коммунальные услуги, питание оплачивается за счет вкладов родителей больных, помогает церковь, спонсоры, благотворители. Программы реабилитации уже заказаны официальными документами Минмолодежспорта, Минздрава и Украинского государственного института проблем семьи и молодежи.

Основной проблемой является то, как вернуть наркоманам навыки жизни в обществе, в том числе умение зарабатывать собственным трудом. Психологическую зависимость от наркотиков и неумение адаптироваться среди человеческого общества, рассказывает заведующая психологической лабораторией облнаркодиспансера Ирина Михалец, значительно труднее преодолеть, чем физическую зависимость. В наркодиспансере проводят дезинтоксикацию организма больного. Однако главное — это преодоление психологической зависимости и социальная реабилитация. Психологи диспансера проводят психокоррекционные занятия с больными, направленные на обеспечение успешности медикаментозной терапии и формирование мотивации для преодоления психологической зависимости. Для реабилитации, для которой необходимо длительное время, нужны специальные центры. Успехи христианских центров И. Михалец объясняет тем, что они берут только мотивированных больных — то есть тех, кто готов, желает и способен к изменениям. По мнению специалистов, эти учреждения должны быть преимущественно государственными и их необходимо открывать как можно больше. Ведь мощным фактором, который содействует большей, прежде всего статистической эффективности лечения, является, безусловно, приобщенность подавляющего большинства тех, кто прошел или проходит курс реабилитации от наркомании, к жизни религиозных общин, и таким образом они ощущают себя членами определенного сообщества. Плюс члены этих общин (среди них есть бизнесмены) во время реабилитации и после нее часто предоставляют работу больным. Община таким образом расширяет свои ряды и усиливает влияние.

В то же время не может ли это влияние вызывать у наркомана другую зависимость — от христианского центра? Так ли безопасны они для людей, которые, по существу, начинают жизнь сначала? С этими вопросами «День» обратился к председателю Житомирской областной профессиональной Ассоциации практикующих психологов, психотерапевтов Валерию БРАНДЕСУ:

— Когда психологи оказывают психологическую помощь, они все равно ищут какой-то высший смысл в самом человеке, но в человеке этот высший смысл может быть шатким. Поэтому важно опереться на ресурс, который давал бы более твердую надежду, и такой надеждой может быть Бог. А то, что в таком случае человек может попасть в психологическую и социальную зависимость, то давайте взвесим, что хуже. Я думаю, что если человек обращается к Богу, то это лучше. То есть наблюдается конкуренция двух направлений. На данное время нет средства излечения человека от наркомании путем выявления внутреннего смысла. Человек потому и становится наркоманом, что теряет этот внутренний смысл. У нас нет данных, насколько люди становятся зависимыми от таких общин, но сейчас не наблюдается деятельности сект наподобие «Белого братства», которые заставляют человека идти за лидером любой ценой. В официальных религиозных общинах лидеры говорят: «Идите за Богом». Но если говорить о проблеме зависимости, то, думаю, из двух зол надо выбирать меньшее. Не исключено, что некоторые лидеры религиозных общин могут использовать своих прихожан, в том числе наркоманов, по каким-то материальным или другим соображениям. Но это проблема лидеров, которую следует рассматривать с точки зрения возможности злоупотребления ими верой, психологической зависимостью и тому подобное. Когда человек освобождается от наркомании, он остается жить. А если он при этом еще бросает пьянствовать, ругаться, курить, создает семью и рожает детей, т.е. становится социально зрелым, то что же здесь плохого?

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ