Проголосованные Верховной Радой в разгар оранжевой революции изменения к Конституции вступят в действие 1 января 2006 года и после избрания новой Верховной Рады. В последнее время сторонников такого мнения стало больше, — хотя кое-кто из отечественных политиков и сегодня не исключает возможности пересмотра этого вопроса. Тема политреформы, наверно, станет одной из ведущих и в следующем политическом сезоне. Чем станут для Украины предлагаемые нововведения? Дискуссия на страницах «Дня» продолжается.
В смысле реальной, а не декларативной политики парламентские выборы следующего года — это отрицание президентских выборов прошлого года. И не только в персонифицированном, а, прежде всего, в системном измерении.
Если на прошлых выборах было избрано всенародно первое лицо государства, то на будущих оно будет, если называть вещи своими именами, переизбрано в парламенте. Если в декабре 2005-го булава оказалась в одних руках, то в марте 2006-го она будет в руках других.
Ситуация такова, что реальной субстанцией высшей власти будет не жезл Президента, а скипетр спикера. Речь, следовательно, идет о реальной смене первого лица государства, причем смене очень интеллигентной, просто красивой, а именно: смене лица за счет смены должности на вершине пирамиды, а значит, о другом человеке на этой вершине.
Кто будет этот человек? А кто угодно из десятков миллионов взрослого населения Украины, кроме одного гражданина, которому труднее всего стать спикером.
Этим гражданином является Ющенко Виктор Андреевич, который ныне работает Президентом Украины, а следовательно, ему, как никому другому, будет труднее выполнить элементарную норму закона — отказаться от нынешней должности в пользу должности другой в законодательной ветви власти.
Свой парламентский мандат он, как известно, сразу же после победы на президентских выборах сдал, а стать опять кандидатом в народные депутаты сможет только тогда, когда в случае оформления кандидатских документов черным по белому и собственноручно напишет заявление в ЦИК, что в случае избрания в парламент должность президента оставит.
Не может быть лучшим подарком для оппонентов Ющенко такое его личное заявление, которое во всей избирательной риторике станет главной темой и все-таки самым слабым местом тех сил, которые олицетворяет Ющенко. Включить его в партийный или блочный список — непреодолимое искушение его соратников. Настолько притягательное и парализующее здравый смысл это большое искушение, что оно заслоняет очевидную истину: от кандидатства Ющенко в депутаты ющенковцы проиграют несравненно больше, чем выиграют.
В плоскости персонифицированной на парламентских выборах Ющенко не может не проиграть — не может не потерять власть, которую он имеет сегодня. Самое интересное то, что через год эту власть заберет у него тот самый украинский народ, который вручил ему ее несколько месяцев назад.
Именно так произойдет в соответствии с решением парламента Украины, которое вошло в историю как выход Украины из наиболее острого политического кризиса во избежание вероятной кровопролитный гражданской войны и вероятного раскола государства.
Решение это, историческое, имеет несколько составляющих. Поскольку одни пункты удовлетворяют одну сторону, а другие — другую, оно называется компромиссным, т.е. таким, когда кто-то соглашается с выгодой для противника в связи с тем, что только в таком случае реализуется его выгода.
В чем была выгода или интерес Ющенко? В том, что пункты, кроме одного, значили получение им власти на выборах президентских. В чем выгода или интерес его оппонентов? В том, что этот один в их пользу пункт значил, что эту власть у Ющенко через год можно забрать. На том и «порешили», с тем и разошлись.
Такая перспектива ожидает Украину и Ющенко лично в свете измененной политической системы, которая в соответствии с не просто парламентским, а национальным компромиссом станет реальностью через несколько месяцев. Изменение предусматривает, что правительство формирует не Президент, а парламентское большинство, лидером и продуктом которого будет спикер. А у кого — правительство, у того — и власть.
Или еще такая формула: исполнительная власть — в руках премьер-министра, а премьер — в руках спикера. Этот силлогизм высвечивает дискуссия: кто будет первым лицом в государстве после реформы — спикер или премьер ( о президенте речь вообще не идет).
Стоит только напомнить и подчеркнуть, что такой анализ является не гипотетическим, а констатирующим, поскольку вопрос о политической реформе не является открытым, — решение принято, открытым является только вопрос о сроке выполнения этого решения.
Здесь уже можно описать даже такой гипотетический вариант. Вступая в новый год, Украина вступает в новую систему государственного управления. Президент так и начнет свое новогоднее приветствие: проходят последние минуты старой политической эпохи, очень авторитарной, с которой мы так самоотверженно боролись, и через мгновение мы будем в новой эпохе демократического развития, начнем год уже в новой парламентско-президентской республике.
Следовательно, введение новых правил пользования властью, при которых эта власть переходит от президента к парламенту, а если персонифицировано — к его спикеру, — дело даже не политической перспективы, а текущего политического момента.
Такое направление развития определила оранжевая революция, что нашло юридическое оформление в пакетном постановлении парламента.
Воспринимает ли сегодня такое решение Ющенко и его окружение так же, как он воспринимал его в момент голосования? Не совсем. Тогда он думал о пунктах, которые обеспечивали ему власть в результате президентских выборов. Теперь он думает о том злосчастном пункте, который власть может забрать.
И к какому выводу могут привести эти глубокие и тревожные думы? Правильно — решение парламента отменить. И об этом уже заявлено.
Кто и как отменит решение парламента? Народ на референдуме.
Вполне возможно, что при слезной психологической обработке этого же народа — спасайте, власть отбирают — он проголосует так, как захочет все еще высокорейтинговый Президент.
Но чтобы итог плебисцита стал законом, за него отдельно и поименно должны проголосовать еще 300 граждан — народных депутатов.
Можно абсолютно однозначно утверждать, что получить в парламенте имплементацию инициируемого им референдума у Ющенко шансов не больше, чем у Кучмы было этих шансов в 2000 году (тогда также речь шла о реформе политической системы).
Следовательно, практически исключена возможность скрепления печатью парламента волеизъявления народа не в пользу политической реформы, а значит, реформу отменить невозможно.
В таком случае рассмотрение положения придется проводить в другой плоскости — не как удержать власть лично для Ющенко, а как удержать власть для его команды. Нужно получить парламентское большинство на выборах, которое изберет своего спикера и, таким образом, сохранится оранжевый цвет власти в Украине.
Теперь уже пришла очередь говорить о шансах Президента на парламентских выборах. Если вспомнить кадры, демонстрирующиеся несколько месяцев назад на 5-м канале, то эти шансы высоки. Но если беспристрастно взглянуть технологическим глазом, как команда Президента начинает этот поход за парламентскую победу, то последние события навевают серьезные сомнения.
Как известно, в Украине Президент впервые стал хотя и почетным, но лидером политической партии. Получил партийный билет №1. Внимание: в Украине впервые имеем партийного Президента.
В плане совершенствования демократического государственного управления — факт позитивный, потому что в образцово-показательных демократиях, скажем, США или Германии, беспартийных лидеров государства не бывает.
А теперь посмотрим, чем является партия Президента. Вполне логично было бы ожидать, что она станет партийной калькой его парламентской фракции — крупнейшей и самой влиятельной. Как минимум. Но странная вещь: основные учредители или составные части блока Виктора Ющенко «Наша Украина» не являются учредителями или составными частями партии «Народный союз «Наша Украина», в которой Президент имеет партбилет №1. Хребет блока — партии национально-демократического направления во главе с Народным Рухом Украины — в новую партию Ющенко не пошли. Получилось партийное новообразование без хребта.
Вот такая теперь руководящая и направляющая. Ющенко на партийном учредительном съезде объявляет и о создании альянса: вместе с его партией на парламентские выборы будут идти партии главы парламента и премьер-министра. С чего представители альянса вынуждены начинать свое гармоничное сожительство? Премьер с того, что тратит невероятные усилия на преодоление препятствий, которые ей устраивает секретарь СНБО из дружественной партии, а спикеру эту стратегическую дружбу положено осмысливать в контексте тотального шельмования в центре и на местах членов его партии, которых поголовно гонят из власти.
Есть еще одно весьма существенное обстоятельство — опять же несовпадение избирательного пасьянса с нынешним властным пасьянсом. Если нынешняя власть формировалась в союзе с социалистами, то уже в обновленной власти после парламентских выборов социалистов, в соответствии с коалиционной формулой Ющенко, не будет. Учитывая временное расстояние до парламентских выборов, когда счет пошел на месяцы, министрам- социалистам уже можно начинать упаковывать пожитки, или помахать ручкой Александру Александровичу и товарищу Винскому, т.е. перестать быть социалистами.
Наконец, даже те преданные Президенту силы, которые пламенно принялись за строительство его партии, очень интересно и содержательно проходят кандидатский стаж. Креатор партии «Єднiсть», городской голова Киева, роль которого в оранжевой победе была не последней, сразу из президиума съезда Народный союз «Наша Украина» направился на баррикады борьбы за должность мэра с боевыми отрядами... его «родного» Народного союза. Осада мэрии и беспощадная компрометация Омельченко ведется до боли знакомыми оранжевыми силами, которых он так патриотически кормил в своей ведомственной харчевне еще в январе. Воюют с Омельченко под революционным знаменем, на котором выведено — «Так Ющенко!»
А что оппозиция? Преимущественно молчит и за всем этим наблюдает. Вдохновляют ли ее эти наблюдения? Несомненно.
Оппозиция, которая боролась с Ющенко на президентских выборах, пока что ослаблена, растеряна и распылена: кто — на нарах, кто на Канарах. Но растет другая оппозиция, которая с Ющенко не боролась, а наоборот — ему помогала или содействовала, а теперь попала в немилость его режима. Именно эта оппозиция, которую так плодотворно умножает власть своими надменными и близорукими действиями, может стать главным игроком будущих баталий.
Положение этой оппозиции выгодно отличается от положения власти в том смысле, что штудирование чужих ошибок — занятие, как правило, более продуктивное, чем почивание на лаврах. Тем более, когда это не пассивное, а активное почивание в виде драк.
Оппозиция тем временем не дерется и накапливает силы. Сколько этих сил было потрачено на то, чтобы Ющенко не допустить к власти в декабре? Нет сомнения, что не меньше титанических усилий будет приложено, чтобы забрать у него эту власть в марте.