Еще с советских времен повелось, что группы однородных предприятий — от металлургических комбинатов до парикмахерских — хотели иметь в правительстве своего представителя. И не дай вам Бог остаться без министра-заступника — затопчут и в порошок сотрут. Этот постсоветский синдром жив и поныне. Еще при старой власти донецкие угольщики требовали вернуть им отдельного министра. Не прислушались. А вот новый Президент Украины Виктор Ющенко на днях подписал указ о создании Министерства угольной промышленности.
Как поясняла ранее премьер- министр Юлия Тимошенко, это делается для улучшения управляемости отраслью.«Развитие угольной отрасли — это безусловный приоритет для нас», — заявила премьер и напомнила, что недавние изменения в госбюджет 2005 позволят погасить все долги по зарплате шахтерам (основная часть задолженности по заработной плате — свыше 1 млрд. грн., в т.ч. за счет бюджетных средств 721 млн. грн. — была погашена в 2004 году, не выплачено 187,6 млн. грн.).
Естественно, решение о воссоздании Минуглепрома актуально. По словам первого вице-премьера Анатолия Кинаха, прирост задолженности по заработной плате в отрасли составил около 30 млн. грн. У угольщиков, пожалуй, впервые обозначились и проблемы со сбытом продукции. По информации заместителя министра топлива и энергетики и одновременно наиболее вероятного кандидата на кресло в новом министерстве Виктора Тополова, украинские потребители намерены в июле сократить потребление отечественного коксующегося угля и концентрата в три раза по сравнению с апрелем. В результате уже в августе ряд шахт может приостановить работу из-за затоваривания складов. Что-то подобное наблюдается и в отношении топливных углей. В связи с этим цены на энергетический уголь сегодня гораздо ниже, чем по прогнозу Минтопэнерго. Словом, сегодня Донбассу и другим угольным бассейнам страны угрожает кризис перепроизводства.
Как будет решать эти проблемы новое министерство? Тополов считает, что «без серьезной поддержки государства трудно будет сбалансировать отрасль, особенно с учетом повышения заработной платы. Поэтому в расчетах, которые готовит Минтопэнерго в проект госбюджета на 2006 год, мы предлагаем увеличить господдержку по себестоимости до 2,5 млрд. грн. Альтернативный путь — повышение цены на уголь».
Новому министру отрасль достанется не в лучшем состоянии. Заместитель председателя ЦК Профсоюза работников угольной промышленности Леонид Давыдов сообщил «Дню»: «Минтопэнерго от решения угольных проблем ушло и, что еще хуже, не всегда объективно отражает состояние дел, а новое министерство развернется еще не скоро. Тем временем текущая зарплата (за июнь. — Авт.) выплачена только на 20 с небольшим процентов, а месяц уже кончается. Проблема в том, что обострилась ситуация с реализацией угля. На складах лежит около двух миллионов тонн. И причина этого в том, что все вокруг выжидают. Минтопэнерго не решает проблемы шахтеров. А углетрейдеры, которые это видят, решили: будем брать уголь, когда он подешевеет. Нас загоняют в угол...» Давыдов считает создание отдельного министерства положительным фактором, хотя и недоумевает, почему текст соответствующего указа так далек от варианта, который нарабатывался с участием представителей угольщиков. Зампредседателя возмущается по поводу того, что в объединенном министерстве угольная отрасль была в загоне (об этом он судит по тому, что зарплата шахтеров существенно ниже, чем у энергетиков, особенно атомщиков, а также нефтяников и газовиков), и почему не удавалось в одном министерстве наладить реализацию топлива. А сегодня, по его словам, трудности с реализацией обусловлены также тем, что в Украину пошел уголь из России и Польши (до 5 миллионов тонн), тогда как собственный ле жит на складах, теряет свойства и может самовозгораться. «Ситуация н акаляется, — говорит профсоюзный функционер, — многие шахты, которые не имеют складов, вынуждены останавливаться». «Проблема в том, что очень многие считают угольную отрасль своеобразным нахлебником, слишком затратной отраслью, — говорит Давыдов, но не соглашается с тем, что именно из-за этого в Минтопэнерго решили от нее избавиться: — Это очень недалекая была бы мысль». Тем не менее он предсказывает: «теперь у нас могут быть трудности с реализацией», но надеется на то, что правительство поставит заслон иностранному углю. «Это все зависит от Кабмина», — говорит угольщик и, похоже, верит, что в какой-то мере проблемы отрасли будут решены во время «долгожданного» выездного заседания правительства в Донецке. Но когда у премьера, которая уже провозгласила на заседании правительства в понедельник нашу страну «территорией успеха, как сегодня, так и на все времена», дойдет очередь до настоящих шахтерских проблем?