Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мельпомена» — муза проверенная

Музыкальным спектаклям на фестивале в Таврии пришлось потесниться. А зря...
13 июля, 2005 - 20:38
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ МОЛОДОГО ТЕАТРА «МАРИНОВАННЫЙ АРИСТОКРАТ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ХИТРОВА ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ ФОТО ИГОРЯ БОЙЧЕНКО

Когда семь лет назад Генеральный директор — художественный руководитель Херсонского областного, а теперь уже академического театра им. М. Кулиша Александр Книга заявил о намерении провести в родном городе театральный фестиваль, люди, знающие соль вопроса, были настроены скептически. Трудное это дело, фестивали организовывать, а потом еще и поддерживать их на плаву. Шел 1999 год, в Украине было достаточное количество раскрученных театральных форумов и на западе, и на востоке, и на юге, и даже на севере страны, которым и самим не хватало государственных средств. А тут еще один претендент на кусочек минкультовского пирога. Но последний оказался стойким оловянным солдатиком, объявив на всю Украину о появлении Всеукраинского фестиваля-конкурса музыкальных театральных премьер. На тот момент идея создания фестиваля музыкальных спектаклей оказалась, как ни странно, в новинку — просто ничего подобного у нас раньше не было. Смысл заключался в том, чтобы собрать спектакли именно драматических театров. Таким образом много провинциальных театральных коллективов (а они у нас, как известно, в большинстве своем музыкально-драматические) получило возможность показаться на соответствующем их основному репертуарному жанру конкурсе.

Все эти годы господин Книга, бессменный директор «Мельпомены Таврии», и тянет на себе этот драматический музобоз. За это время многое изменилось в нашей жизни и уже кануло в Лету пара- тройка уважаемых театральных собраний, а это, тьфу-тьфу! Правда внутри самого таврийского фестиваля тоже произошли серьезные изменения. Во-первых, он стал международным — это хорошо. Во-вторых, перестал быть сугубо музыкальным — это хуже. Ведь именно сей факт выгодно отличал «Мельпомену» от других. Сам Александр Книга объясняет сложившиеся обстоятельства очень просто. Качественный музыкальный спектакль включает много составляющих. Кроме артистов еще и оркестр, и балет, и хор — порой до пятидесяти человек доходит — попробуй всех прими! К сожалению, в наше время это слишком дорогое удовольствие. В-третьих, с текущего года фестиваль из трехдневного марафона превратился в пятидневный. Теперь все участники, а не только многоуважаемое жюри, могли пребывать в Херсоне на протяжении всего времени. Наконец-то театрам удалось не только себя показать, но других посмотреть. Видимо, это тоже хорошо. Абсолютно понятно естественное желание хозяев продлить праздник и городу и участникам, и себе. Праздник действительно получился замечательный! Красочные карнавалы, ралли с романтическим названием «Чумацкий шлях», выставка цветов в Потемкинском парке, зажигательные вечеринки и ро- о-скошный театральный капустник, сделанный силами всех конкурсантов!

АФИША

На фоне крепкой и достойной организации фестиваля его программа смотрелась несколько разношерстно и серовато. Сразу бросился в глаза непонятный принцип отбора участников. Никоим образом не умаляя ни чьих достоинств, хочу спросить: как в одной фестивальной афише на равных правах могут сосуществовать профессиональные и аматорские театры, моноспектакли и спектакли на десять-пятнадцать человек, вокальное шоу, драма и балет? Впечатление от некоторых «представлений» иногда откровенно обескураживало. Полное отсутствие информации об участниках, кроме малоговорящих о чем-либо программок да невнятных аннотаций на спектакли полностью дискредитировало пресс-службу фестиваля. Да, кстати, а была ли она вообще? Кроме замученных бесконечными переменами в программе и устройством гостей администраторов «специально обученных людей» по PR не было видно вообще. Даже если таковые не предполагаются фестивалем, то в дальнейшем о них стоит серьезно подумать! Возникали нехорошие мысли о провинциальности происходящего. Но ведь «провинция»-то, на самом деле, всего лишь географическое понятие! Жюри, которому в этот раз пришлось не легко, на пресс-конференции обещало быть объективным и справедливым.

Теперь о фестивале. Приехали практически все. Не доехали только белорусы. Витебский национальный академический театр им. Я. Коласа должен был привезти «Черную невесту» очень известного местного драматурга А. Дударева. Но, таможня не дала добро, причем родная, белорусская. Не пустили сябров на фестиваль в Украину, дабы избежали они нежелательного общения с революционными хохлами. Зато москали (в хорошем смысле этого слова) показали гоголевского «Тараса Бульбу». Московский Театр на Перовской вызвал к себе этим названием неподдельный интерес. Дело в том, что при театре существует единственная в Москве украинская экспериментальная студия «Травень». В ее репертуаре и М. Кулиш, и Г. Квитка-Основьяненко, и И. Котляревский. Но моноспектакль в постановке К. Панченко оказался скучным для херсонского зрителя. Замечательный артист и чтец В. Никитин, на мой взгляд, работал вполсилы и не сумел в одиночку справиться со всей мощью образа Тараса и других персонажей. Ни текст Гоголя, ни украинские песни в исполнении четырех девушек (в музыкальном ряде почему-то возник и шевченковский «Заповіт», наверное потому, что тоже звучал от имени Тараса) картины не спасли.

Актер Ю. Невгамовный представил монопьесу М. Митуа «Аккомпаниатор», поставленную А. Словесником при Одесском отделении СТД Украины. Здесь рассказана судьба маленького человека, музыканта, который когда-то был отличным пианистом, а теперь стал заштатным аккомпаниатором у эстрадного певца. В спектакле затронута вечная тема того, что кто-то талантливый остается невостребованным, а посредственности достается слава. В общем, одесский «Аккомпаниатор» — это трагедия человека, не нашедшего себя в жизни.

Продолжили тему истории артиста, который перепутал все в реальной жизни и искусстве В. Авдеенко, И. Витовская, А. Вертинский и В. Легин, актеры Киевского академического Молодого театра, сыгравшие спектакль по пьесе И. Коваль «Маринованный аристократ». Только что вернувшись из Кракова, они с удовольствием принимали двадцатиминутные аплодисменты херсонской публики, раздавали автографы, фотографировались со зрителями и жалели, что не стали участниками, а всего лишь гостями «Мельпомены Таврии». И правильно, потому что режиссер этого спектакля С. Моисеев сидел в жюри, а все должно быть честно.

Низку моноспектаклей на фестивале продолжили гости из Молдовы. Кишиневский «Театр с улицы Роз» показал «Падам, падам…» по пьесе И. Гришпуна. История недолгой жизни великой французской певицы Эдит Пиаф в спектакле рассказана ею самою, а, точнее, актрисой О. Софриковой, как сага. Но этот жанр чаще всего предполагает приукрашивание, романтизацию событий. В спектакле же кишиневцев история «парижского воробушка» предстала во всей ее безжалостной правде, без приукрашивания. Режиссеру Ю.Хармелину удалось найти для актрисы выразительный рисунок роли от декламации текста до хореографии. Мы видим разную Эдит — нежную, жестокую, влюбленную до безумия и сумасшедшую, страдающую от наркотиков и алкоголя… И все же в этом спектакле пред нами вырисовывается образ великой женщины, не жалевшей в этой жизни ни о чем.

«Пиафоманией» в год 90-летия Эдит Гасьон (такова настоящая фамилия легендарной шансонье) заболели многие. Не обошла чаша сия и Херсонский театр им. М. Кулиша, который, говорят, в минувшем сезоне совсем офранцузился. Вместо обещанной «Фиалки Монмартра», в постановке настоящего венгерского режиссера, публика увидела «Мир песен Эдит Пиаф» — спектакль, который здесь жанрово определили как «Симфония Одной Души». Это красивое музыкальное шоу, не имеющее никакого отношения к драматическому искусству, показывает нам жизнь Пиаф в таком себе розовом цвете. Даже страдания героини представлены исполнительницей Р. Рублевой, обладающей великолепным голосом, поющей песни Пиаф безукоризненно, в стиле монпансье. Получился еще один своеобразный цветочек Монмартра. А с другой стороны — зачем публике знать о страданиях артистов?

Вот о горе и радостях людей, выходящих на сцену во время войны поведал спектакль Луганского украинского театра «Нам всем одна досталась роль…» Это посвящение первым актерам этого коллектива, созданного как раз в 1941 году, прошедших через Вторую мировую в составе фронтовых концертных бригад, показавших 1000 спектаклей и 1500 концертов! Луганский спектакль напомнил старое советское кино, снятое еще во время войны, когда люди не знали, чем все закончится, но свято верили в Победу!

Криворожский театр «Академия движения» представил пластическую балладу А. Бельского «Реквием», тоже посвященную Второй мировой. Это четырнадцать хореографических этюдов в которых — и жизнь, и слезы, и любовь, и… смерть.

Профессиональной хореографией порадовал и Николаевский театр драмы и музыкальной комедии в двух хореографических новеллах «Модель + N» и «Двое на побережье» (последняя по мотивам хореографии Ж.-М. Жара) в постановке и хореографии А. Бедичева. Это новая грань театра и новая грань его балета, овладение новой хореографической лексикой и эстетикой. Отсюда и название — «Грани».

А вот классный вокал в спектакле «Ханума» сразу обаял Херсонского зрителя. Нежинский украинский театр им. М. Коцюбинского вместе с гениальным грузинским композитором Г. Канчели заставили публику аплодировать стоя. И даже один умудренный театральным опытом гость фестиваля честно признался, что нежинцы вернули его лет на двадцать назад, во времена юности. Интересно, что он имел ввиду? Но на актерском капустнике нежинцы произвели фурор не сравнимый ни с одним «Золотым граммофоном» на свете. Как и квинтет «Ланка» из Новой Каховки, не сравнимый ни с одним «Евровидением»! Хотелось плакать от слез умиления, как в прошлом году после победы Русланы!

А всерьез пришлось поплакать под скрипку Паганини. Киевский цыганский музыкально-драматический театр «Романс» привез музыкальный спектакль «Скрипка Паганини» — фантазию о последних часах жизни великого итальянца, придуманную И. Крикуновым. Ничтожность окружающей жизни, ее несостоятельность, рано или поздно заставляют человека придумывать в своих фантазиях новые миры, новые истории и жить в них свободно и беспечно, отдаваясь до конца лишь Творчеству.

Серебряный дождь в финале этого спектакля как будто спровоцировал природу и Херсонское небо заплакало теплым настойчивым дождиком. Сей факт, конечно, подпортил устроителям церемонию закрытия фестиваля и награждения конкурсантов, но никак не отразился на количестве зрителей, на площади перед театром. Стоячий партер как по мановению волшебной палочки раскрыл свои зонтики и превратившись в большой, как бы крытый зал, слушал результаты VII «Мельпомены Таврии».

ПОБЕДИТЕЛИ

Итак, в номинации «За выразительность пластического образа» в спектакле «Реквием» победила В. Власова (Кривой Рог). «За подвижничество в развитии театра малых форм» — Ю. Невгамовный (Одесса). «За решение музыкального образа спектакля» «Мир песен Эдит Пиаф» награждены Р. Рубльова и О. Костродуб. Николаевский украинский театр отличился в номинации «За расширение жанров палитры театра» — спектакль «Грани». Ю. Хармелина отметили «За своеобразное режиссерское прочтение пьесы» — спектакль «Падам, падам…» «За весомый вклад в развитие фестивального движения в Украине» дипломом награжден А. Книга. И. Крикунова уважаемое жюри тоже отметило в номинации «За весомый вклад в развитие музикально-драматического театра». Видимо, все-таки в Украине. Ну и «За активное участие в фестивале «Мельпомена Таврии» отмечены: учебный народный молодежный центр «Шанс» (Новая Каховка), Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр, Нежинский украинский драматический театр им. М. Коцюбинского, Херсонский областной театр кукол и Московский драматический театр на Перовской.

Странное какое-то получилось распределение позиций — «своеобразное» и, одновременно, «весомое». Чего-то во всем этом хорошем мероприятии не хватало. Видимо соотношения качества организации и качества программы. Но, театральная братия — самая понимающая (сделает выводы) и самая коммуникабельная (точно через год припрется опять) братия в мире. Вот она-то понимает, что Мельпомена — муза, в принципе, надежная, проверенная театром всех времен и народов. И уж коль скоро суждено было ей поселиться в Таврии, будет она и в Таврии все той же Мельпоменой.

Анастасия НАТЯЖНАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ