Начну с фрагмента из письма: «Я ни в чем не нуждаюсь — семья не бедствует. Имею машину, компьютер, карманные деньги. В перспективе — отдельная квартира. Отец говорит: «Крутись — человеком станешь!» Но пусто в душе, нет чего-то главного. Словно не той дорогой иду, что-то потерял или даже не находил. Сам себе чужой…» (Виктор С., 19 лет, г. Киев).
В семьях, где жизнь подчиняют цели материального обогащения, приоритетным, а то и единственным, является вектор «иметь», а если и «быть», то таким, который больше имеет. Ответ на вопрос: «Быть или не быть?» для многих оказывается непростым. Ведь утвердительное решение неотвратимо порождает вопрос: «Кем и зачем?», ответ на который предполагает взятие на себя ответственности за собственную жизнь, требует активности не столько разума, сколько души, мудрости сердца.
Ответить на вопрос: «Иметь или не иметь?» легче. В этом помогают средства массовой информации. Ведь отсутствие здоровья, красоты нам предлагают компенсировать всевозможными товарами и услугами. Установка на обладание наиболее рельефно проявляется в семье. На супруга или ребенка иной раз смотрят не как на родственную и неповторимую душу, а как на собственность. Идеи, убеждения и даже привычки также могут стать имуществом: потеря их вызывает беспокойство, чувство незащищенности.
Опыт психологического консультирования показал, что для многих юношей и девушек атмосфера роскоши и эгоизма, царящая в их семьях, становится невыносимой. Вопреки ожиданиям старших, которые считают, что у их чад «есть все, что они пожелают», дети восстают против однообразия и одиночества, стремятся часто методом проб и ошибок найти нечто сущностное. Выходит, молодым все же более присуща потребность в «быть», которая не заменима суррогатом «иметь». Но, к сожалению, их часто уводят с узкой дорожки, искушая всевозможными материальными благами, не давая при этом пищи для души.
Поэтому нужно помочь молодым развивать все важнейшие потенции: способность мыслить и любить, познавать себя и окружающий мир, способность к творчеству, — которые в течение жизни не пропадают, а возрастают по мере их реализации. И, помнить: неизбежно исчезает все то, что люди пытаются накопить, сколотить про запас. «Пойди! Купи!», — так вещь сманивает человека с его пути, превращая поэта в собственника, мечтателя и творца — в пленника золотой клетки.
Итак, можно бытийствовать — становиться настоящим собой, созидая свой внутренний мир. Избрать такой способ жизни, при котором отождествляешь себя не с тем, чем владеешь, а с тем, что чувствуешь, делаешь и постигаешь. Ценишь не обладание, а внутреннюю свободу. Реализуешь возможность «быть». Угроза установки на бытие таится лишь в недостаточно сильной вере в жизнь и свои творческие возможности, в лени и готовности предоставить другим право распоряжаться своей судьбой.
А можно существовать ради каких-то вещей, мнимых ценностей. Желание иметь — это стремление заполнить душевную пустоту чувством обладания и власти. Тогда собственность уподобляется костылю, без которого невозможно и шагу ступить самостоятельно. Утратив нажитое, человек теряется, заблуждаясь в истинности опоры, полагаясь на имущество, рабом которого является.
Наверное, всем нам стоит остановиться, оглядеться, одуматься. Присесть на воображаемую скамеечку, как предлагает А. Энштейн, и, не торопясь, спокойно решить для себя вопрос: «Быть или иметь?» Только бы не ошибиться. Не струсить. Не предать себя. Не позариться на чужую колею. А найти свою, единственную. Как у В. Высоцкого:
Отказа нет в еде-питье
В уютной этой колее,
И я живо себя убедил —
Не один я в нее угодил...
Я грязью из-под шин плюю
В чужую эту колею.
Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит — не надо за мной.
Колея эта — только моя!
Выбирайтесь своей колеей.