Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Канонический путь?»

7 июля, 2005 - 20:03

В конце июня Митрополит Киевский и всея Руси-Украины Владимир дал интервью агентству Аssociated Press, в котором затронул современную позицию Украинской православной церкви (УПЦ МП). Он, в частности, заявил, что УПЦ сегодня является «свободной и независимой в своем управлении» в соответствии с Патриаршим Томосом от 27 октября 1990 года». Позволю себе напомнить, что этот Томос как в Москве, так и в Киеве давно забыли: очевидно, он считается опасной ошибкой лихорадочных «революционных времен». А церковная жизнь УПЦ полностью подчинена правилам и документам Московской патриархии.

Вот недавний пример. 29 июня верующие УПЦ снова пикетировали здание Верховной Рады, протестуя против планов евроинтеграции(?!) и «попыток отрыва УПЦ от Московского патриархата». Участники акции скандировали: «Автокефалии — нет!» «Автономии — нет!», «Унии — нет!», «Наш патриарх — Алексий II». Более того — они высказались против не только «вмешательства Константинопольского патриархата в дела УПЦ» но и против любого «вмешательства» в религиозную жизнь страны украинского Президента. Участники пикета также призывали духовенство «вспомнить о социальной Концепции церкви, согласно которой в случае, если действия государства беспокоят совесть верующих, церковь может отказать государству в доверии и призвать своих чад к мирному гражданскому неповиновению». Очень важным здесь является тот факт, что «протестанты» ссылаются на Социальную концепцию... Руськой православной церкви! Именно так — упомянутая Концепция писалась и утверждалась в Москве, а угрозы неповиновения направлены сегодня против украинского правительства. (Подозреваю, что статья о неповиновении правительству разработана в Москве специально для применения Украинской православной церковью.)

На вопрос относительно возможности создания в Украине Поместной Украинской Православной церкви, Блаженнейший митрополит Владимир сказал, что «приобретение Украинской Православной церковью нового канонического статуса, вследствие чего она заняла бы достойное место в Диптихе православных церквей, является реальным. Еще в 1993 году Священный Синод нашей Церкви в своем обращении (от 27.07.93) к верующим заявил, что мы также стремимся к тому, чтобы УПЦ стала равноправной сестрой в семье Православных церквей, но идем мы к этому каноническим путем».

После этих слов многим украинским православным хотелось бы услышать из уст уважаемого Митрополита рассказ хотя бы об одном конкретном шаге, сделанном УПЦ на том «каноническом пути». Разговоры и обещания начала 90-х годов о возможной автономии (не автокефалии!) сегодня давно забыты, о них никто и не вспоминает — «как о небывших». Переход на богослужение на украинском языке продолжает считаться почти ересью; церковные книжные киоски завалены российскими изданиями; едва ли не во всех храмах люди «почитают» недавно канонизированного русского царя Николая II (Подобные канонизации очень эффективно отдаляют украинских верующих от своей национальной церкви и истории), а любое упоминание (хотя бы и Президентом) о возможной автокефалии УПЦ встречается инсценированными иерархией протестами. Проблемы и условия автокефалии, как таковые, публично в церкви не обсуждаются — также как не существующие.

Принимая во внимание эту реальность, возникает закономерный вопрос: с какой скоростью и сколько веков УПЦ будет «идти каноническим путем» к тому, чтобы стать «равноправной сестрой в семье Православных церквей»? Пользуясь случаем, напомню всем тем, кто забыл: здесь идет речь об едва-ли не самой большой православной церкви мира, которая исторически и фактически является Церковью-Матерью Руськой православной церкви.

В своем интервью митрополит Владимир говорит еще о том, что объединение православия и получение статуса Поместной церкви «зависит не столько от нас, сколько от тех, кто сегодня находится вне церковного единства с Вселенским Православием», то есть от верующих Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Уже не один раз им было «великодушно» сказано: «Придите к нам, покайтесь, а уже потом будем думать об автокефалии».

Но ведь существует и другой путь. Если бы в один судьбоносный момент Украинская православная церковь вышла «из-под омофора» Москвы и декларировала себя независимой — как это сделали когда-то многие православные церкви мира, в том числе Греческая, Сербская, Польская, Грузинская, — то спустя очень короткое время к ней присоединились бы все так называемые неканонические церкви! В такой ситуации сам Вселенский патриарх стал бы значительно более решительным и предоставил бы нам соответствующий Томос. Чего-чего, а исторических прецедентов здесь достаточно.

И последнее. На вопрос относительно пресловутого участия части духовенства УПЦ в выборах 2004—2005 гг. митрополит Владимир ответил весьма дипломатично, в лучших византийских традициях: «Священноначалие церкви не делало от ее имени никаких официальных заявлений в чью-то поддержку, а только эти официальные заявления имеют всецерковное значения и авторитет. Упомянутые же вами случаи «вмешательства», которые все же имели место, не были общецерковной позицией, а отображали отношение определенных иерархов, клириков и мирян — их мнение как граждан нашего государства». Вот таким образом предстоятель УПЦ очертил свою церковную и гражданскую позицию — ничего не разъясняли, никого не предостерегали и, добавим, — никого не осуждали. В общем, вели себя, как в чужой стране. Митрополит Владимир также уклонился от комментирования всем известных действий некоторых епархиальных владык и членов Синода УПЦ, хотя все они — его прямые подчиненные.

Кстати, 1 июля президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Орденом почета Митрополита Киевского и всея Руси-Украины (Сабодана) «за заслуги в развитии духовных и культурных традиций и в упрочении русско-украинских отношений». Чем является этот орден — наградой за прошлое или предостережением на будущее? Ведь следующие выборы не за горами.

Отсутствие в Украине независимой Поместной православной церкви является большой несправедливостью и серьезным нарушением мирового православного правопорядка — многомиллионная церковь с тысячелетней историей, к тому же в период, когда происходит сложное становление украинского государства, трактуется так, словно речь идет о нескольких десятках парафий или о каком-то никому неизвестном новейшем религиозном образовании. Больно наблюдать, как украинская часть епископата УПЦ унижено молчит, не заявляет своих законных требований, не имеет благородных амбиций посодействовать историческому процессу — восстановлению единства и независимости украинского православия. Неужели все наши владыки так сильно запуганы? Или так щедро куплены? Или так преданы идее Третьего Рима? (К счастью — не все! Только что стало известно об «Обращении» архиепископа Черкасского и Каневского Софрония.)

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ