Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Помочь Ираку

Евросоюз углубляет свою ближневосточную миссию
22 июня, 2005 - 20:47

Начало примирения США и Евросоюза. Так оценивали большинство аналитиков вчерашнюю конференцию в Брюсселе, посвященную иракским проблемам. Конечно, представители 80 стран мира не собирались специально, чтобы обсудить «заживление» брюссельско-вашингтонских ран. Однако дружеская атмосфера между недавними противниками антииракской военной кампании 2003 года — американцами, французами, немцами — чувствовалась. Очевидно, именно сейчас наступило время, чтобы забыть о старых оскорблениях и подумать о будущем страны, которая страдает от экономического кризиса, непрерывных терактов... Основное послание иракского руководства сводилось к тому, чтобы сильные мира сего оказали как можно быстрее давно обещанную помощь. По «багдадской проблематике» раньше уже состоялось две международных конференции «стран-доноров» (в Мадриде и Токио), на которых Ираку были обещаны миллиарды долларов. Однако только незначительную их часть получили иракцы. Американцы подсчитали, что Саддам Хусейн оставил страну с долгами на сумму почти $110 млрд.

«Ирак нуждается в огромной помощи. Особенно она необходима в таких сферах, как здравоохранение, безопасность и обновление экономической инфраструктуры», — отметил премьер-министр Ирака Ибрагим аль-Джафари на конференции. Иракцы обещают уже к середине августа завершить работу над разработкой собственной конституции; в октябре должен состояться референдум, который касается одобрения основного закона страны; а на декабрь запланированы новые выборы, после которых можно вести речь о полноценном формировании иракской власти. Иракские руководители верят, что разработка конституции позволит возобновить порядок в стране. Они отмечают, что к процессу одобрения основного закона привлечены представители всех наибольших религиозных и этнических групп страны, а это в свою очередь якобы должно объединить население. Особенно это касается суннитов, которые, например, бойкотировали выборы в Ираке, состоявшиеся в конце января. Суннитские районы, кроме того, считаются одними из наиболее опасных. Американцы обратились к шиитским и курдским лидерам Ирака, которые доминируют в переходном правительстве, расширить властные полномочия суннитского меньшинства, которое бы таким образом не ощущало себя выброшенным с политического процесса страны.

Впрочем, даже представительство суннитов у власти может стать решающим фактором в вопросе восстановления иракской стабильности. Немало политиков также возлагали надежды и на январские выборы, убеждая, что они прекратят насилие в стране. Однако ни одно из «ключевых событий» новейшей истории Ирака не смогло преодолеть кровопролития. Иракцы, кстати, все более серьезнее начали подходить к вопросам безопасности. Так, Багдад уже не смущает неизбежность вывода иностранных войск, которые в последние годы поддерживали в стране порядок. Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари заявил на днях, что иракские силы смогут управиться с обеспечением в стране стабильности в случае существенного сокращения иностранного военного присутствия — речь идет о возможном выводе 135 тысяч американских военных. «Если произойдет определенный вывод войск в начале 2006, то это вполне было бы допустимо, поскольку к тому времени возможности наших войск значительно возрастут», — отметил Зебари. Суть американской стратегии выхода из Ирака заключается именно в том, чтобы передать все властные политические полномочия иракцам. Военное присутствие, конечно, допустимо, однако только на приглашение Багдада, и только для тренировки иракских военных. Намерения американцев оставить Ирак целиком понятны, если учесть то, что с начала ввода иностранных контингентов в стране погибло более 1720 солдат. Однако некоторые американские военные высказывают сомнения относительно готовности иракцев самим преодолеть насилие со стороны боевиков в ближайшей перспективе.

От Украины в брюссельской конференции принял участие министр иностранных дел Борис Тарасюк. Об итогах его визита говорить рано. Однако не исключено, что на встрече шла речь об участии украинских военных в подготовке иракских офицеров, а также о возможном привлечении отечественных компаний к восстановлению послевоенной страны.

ЕС и США на конференции представляют соответственно координатор внешней политики Хавьер Солана и госсекретарь Кондолизза Райс. Мысли первого относительно иракского «выздоравливания» с помощью международного сообщества предлагаем вашему вниманию в статье, специально предоставленной «Дню» Представительством Еврокомиссии в Украине.

Переходный период в Ираке вступает в свою решающую фазу. Мы имеем перед собой четкую и понятную цель: безопасный, объединенный и демократический Ирак, который будет делать позитивный взнос в стабильность этого неустойчивого региона. Это амбиционная цель, но она имеет широкую поддержку как в самом Ираке, так и среди соседних стран, стран ЕС, Соединенных Штатов и многих других. Международный консенсус, которого так долго не удавалось достичь относительно Ирака, сегодня уже, наконец, существует.

Однако на пути к нашей цели стоит много препятствий и вызовов. Ситуация в Ираке остается сложной: бомбардировки и похищение людей, рост преступности и беззакония, плохие или отсутствующие совсем базовые услуги, нехватка рабочих мест и, как закономерный результат длительного отсутствия политики, политические распределения и высокое напряжение между основными общинами и внутри их.

Однако Ирак заслуживает на всю помощь, которую он может получить. Европейский Союз принял решение сделать свой взнос в политическое, экономическое и социальное восстановление Ирака. Именно с таким сообщением я приехал в Багдад в начале этого месяца вместе с Джеком Стро и другими европейскими ведущими политиками. Наше послание останется неизменным и на Международной конференции, которая началась вчера в Брюсселе.

После январских выборов этого года в стране состоялся значительный прогресс в том направлении, которое было определено в Резолюции № 1546, которую принял Совет Безопасности ООН. Так была сформирована переходная Национальная ассамблея и переходное правительство Ирака. Проводится работа по подготовке постоянной конституции. Происходят оживленные дискуссии по таким вопросам, как роль ислама в политической жизни, федерализм (хотя никто не ставит под сомнение единство Ирака), контроль национальных ресурсов, будущее Киркука и другое. Эти дискуссии точно отражают характер стран переходного периода.

Успешная демократия значит правление по согласию людей. Это требует не только проведения выборов, но также и обеспечения верховенства права, свободы слова и желания идти на компромисс. Когда мои европейские коллеги и я были в Багдаде, мы обсуждали среди всего прочего и такую важную тему, как обеспечение соответствующего участия суннитов в политическом процессе. Все участники переговоров согласились, что по различным причинам суннитские арабы не приняли надлежащего участия в выборах. Большинство суннитов хотят изменить эту ситуацию. Именно поэтому подготовка конституции — это не просто ответственный момент для будущего страны. Это также и своевременный случай для интеграции сунитов в политическую жизнь Ирака. Поэтому я рад приветствовать решение расширить представительство суннитов в Конституционном комитете.

Привлечение граждан и настоящее национальное примирение будут такими же важными, как и повышение безопасности и экономическое восстановление страны. Соответственно участие ЕС в поддержке Ирака касается всех трех сфер: политики, экономики и безопасности. На экономическом фронте взнос ЕС и стран, которые входят в него, на потребности реконструкции Ирака составляет 1,2 млрд. евро.

Относительно безопасности, то мне приятно, что ЕС согласился учредить по просьбе правительства Ирака Объединенную миссию по вопросам верховенства права в Ираке, которая начнет свою деятельность 1 июля 2005 года. Цель этой миссии заключается в проведении тренингов для приблизительно 770 иракских должностных лиц наивысшего и среднего звена полиции, судейского корпуса и пенитенциарной системы. Тренинги будут касаться развития управленческой состоятельности и процедур криминального расследования. Граждане Ирака так же проникаются проблемами преступности, как и терроризма. Эти усилия Евросоюза будут дополнять похожие программы тренингов, внедряемые несколькими странами ЕС.

Наконец мы планируем рассмотреть вопрос регионального измерения. Поражает то, что только несколько арабских стран имеют свои посольства в Багдаде. В более широком смысле весь регион Персидского залива является ненадежным в кризисном отношении, перевооруженным и имеет малоразвитые институции. В Европе мы на горьком опыте убедились, что поддержка мира и стабильности требует регионального сотрудничества и интеграции. Демократия также лучше развивается в среде сотрудничества, свободной от угроз. Инициатива поддержать региональное сотрудничество должна идти от самого региона. В то же время европейские и другие страны и организации, включая ООН и США, могут много сделать, чтобы поддержать такое сотрудничество. Форум по вопросам безопасности в Персидском заливе мог бы помочь решать проблемы Ирака в более широком контексте, проработать вопросы, которые вызывают обеспокоенность; а также рассмотреть общие и трансграничные угрозы. К сегодняшнему дню региональные лидеры и представители других больших стран пытались достичь безопасности через подсчеты баланса силы и краткосрочные двухсторонние договоренности. История частых воен и дальнейшее отсутствие стабильности свидетельствуют об ограниченности такого подхода. Сегодня есть возможность выйти из этого круга. Поэтому давайте воспользуемся этим случаем и перейдем от управления кризисным сотрудничеством к кооперативной безопасности.

Несмотря на все хорошо известные сложности, у Ирака сегодня есть шанс, которого у него никогда не было при Саддаме Хусейне. Это наш общий долг и это в наших общих интересах — как можно лучше воспользоваться этим шансом.

Хавьер СОЛАНА, верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ