Старый чиновничий класс, естественно, без особого энтузиазма воспринимает лозунги и нововведения оранжевой революции. Трудно «господам подписи» превратиться в слуг народа, да еще и не брать при этом привычные взятки. Трудно нашим чиновникам отвыкнуть от порядка, когда население является жалким просителем чиновничьей милости. Поэтому главным оружием чиновника остаются устаревшие инструкции. Недаром премьер-министр Ю. Тимошенко в одном из своих выступлений резонно подметила, что инструкции сознательно создавались в качестве базы коррупции.
В особой расчистке нуждаются коррумпированные «авгиевы конюшни» системы высшего образования. Это касается не только вступительных и семестровых экзаменов и зачетов, но и многочисленных нормативных положений, принятых при прежней власти и рьяно отстаиваемых теми же чиновниками сегодня. Неоднократно печатные СМИ писали об одиозном Положении «О признании иностранных документов об образовании» (правильнее было бы «О непризнании…»), а воз и ныне там...
Не так давно госсекретарь А. Зинченко заявил, что вакансии в Государственном секретариате будут заполняться молодыми кадрами с Гарвардскими, Оксфордскими и другими дипломами известных зарубежных университетов. Однако вряд ли он предполагал, что это категорически запрещено указанным положением, поскольку иностранные дипломы не соответствуют украинским стандартам высшего образования. Для условного признания иностранного диплома допустимо лишь 5 — 7 % отличий от устаревших украинских стандартов (а для безусловного — на 100 % совпадения?). И даже государственные дипломы российских вузов, которые должны безоговорочно признаваться согласно договору о взаимном признании дипломов, по официальному убеждению начальника одного из управлений Минобразования, необходимо все равно нострифицировать согласно упомянутому Положению. Причем, первоначально, по мнению чиновника, управляющего лицензированием и аккредитацией вузов, к российским дипломам надо было применять все пункты этого Положения, а в последних письмах — лишь пп. 10а а и 11а. Однако и здесь проявляется лукавство: государственные дипломы Украины и России, договором признаны эквивалентными, т.е. равнозначными и равноценными, так зачем же еще и устанавливать соответствие их документам, оговоренным в договоре с Россией, если самим договором это установлено? Зачем определять специальность, по которой этот диплом будет признан в Украине, если специальности, как правило, совпадают, и сам работодатель без участия министерства определяет, нужен ему этот специалист или нет? Причем приводится, опять таки, лукавый аргумент: дескать, не все категории документов, выданных в России, признаются договором. Что касается государственных документов о высшем образовании, то в договоре все они признаются безоговорочно. А для того, чтобы отличить государственный диплом от негосударственного, совершенно не обязательно записываться на прием в Минобразования, неоднократно посещать его, сдавать всякие документы, платить в кассу 108 грн., привлекать трех экспертов и ждать ответа от одного до четырех месяцев. Украина присоединилась к Конвенции об апостиле, и сейчас апостиль российского министерства удостоверяет достоверность российских государственных дипломов.
Возникает вопрос: куда смотрит наше Министерство иностранных дел, которое по закону должно обуздать зарвавшихся чиновников, фактически не признающих международных договоров и конвенций?
Не менее одиозны и критерии лицензирования и аккредитации вузов, в частности, требование 10 квадратных метров аудиторных площадей на одного студента, а также — чтобы 90% научно педагогического персонала были постоянными работниками вуза и т.д. Даже государственные вузы не в состоянии выполнить все условия, не говоря о частных. На Западе нет понятия «трудовая книжка» и, наоборот, приветствуется мобильность преподавателя.
Кроме того, по западным стандартам и стандартам Болонского процесса, к которому присоединилась Украина, аккредитацию должны проводить не чиновники министерства, а общественные организации, состоящие из представителей вузов и работодателей, и не по квадратным метрам, а по знаниям студентов.
Еще одной не нужной для государства и общества структурой является изобретенная советской системой Высшая аттестационная комиссия (ВАК), благодаря которой докторами и кандидатами наук стала масса людей, никакого отношения к науке не имеющих (директора фирм, депутаты, правительственные чиновники и пр.). А настоящие ученые, не имеющие финансового капитала для защиты диссертаций, остаются не у дел. И сейчас это безобразие пытаются закрепить специальным законом — в Верховную Раду представлено уже три варианта. Здание на Крещатике плюс отдельная строка госбюджета — все для чиновников абсолютно лишней структуры. В Европе и Америке прекрасно обходятся без нее, и наука от этого не страдает, а наоборот процветает. Кроме того, по западным стандартам в Украине введена степень магистра, так зачем сохранять анахронизм — ученую степень «кандидата в доктора»?
Борьба с коррупцией — это не министерский запрет дарить цветы любимым преподавателям, а лишение постов, прежде всего, крупных «ягодок», изобретающих всевозможные инструкции для пополнения собственных карманов. Чиновники и их инструкции должны служить людям, а не наоборот. А для того, чтобы честным администраторам хватало зарплат, чиновников должно быть намного меньше.