Множество факторов способствовало тому, что Франция и Голландия отвергли предлагаемую Конституцию Евросоюза. Один — обычно не называемый фактор — это страх перед вступлением в Евросоюз Турции. Однако стремление вступить в Евросоюз уже трансформировало Турцию.
В процессе подготовки к вступлению в ЕС Турция предприняла крупные правовые, политические и экономические реформы. Бюрократы, политики и граждане Турции объединили усилия, чтобы выполнить копенгагенские критерии вступления в ЕС, и перенесли болезненные программы структурной адаптации под руководством МВФ. Предстоящий процесс вступления будет еще более болезненным, но турецкий народ решительно настроен выдержать и это испытание.
Преобразования в Турции уже положили конец аппарату государственной безопасности образца времен холодной войны, управлявшему страной на протяжении полувека, и изменили внутреннюю и внешнюю политику страны. Процесс модернизации и демократизации внутри страны придал турецким политикам уверенность в их способности проводить успешную региональную политику. В результате турецкие лидеры сегодня проявляют готовность вести дипломатическую деятельность на Ближнем Востоке, стараясь максимально сократить проблемы с соседними странами.
Первостепенную важность имеет тот факт, что Турция превращается в образец для всех, кто стремится к реформам и модернизации стран Ближнего Востока. Это влияние не подразумевает гегемонические отношения, а скорее указывает альтернативный путь к реформам и экономическому развитию, который могут избрать другие, главным образом мусульманские, страны. ЕС ассоциируется с миром, демократией и экономическим развитием, в то время как Ближний Восток характеризуется нестабильностью, авторитарностью и экономической отсталостью. Процесс реформ в Турции показывает, что последнее не является неизбежной судьбой стран региона.
С этой точки зрения Сирия и Иран приветствуют процесс вступления Турции в ЕС. Для них это означает возможность развития собственных отношений с ЕС. Турция также демонстрирует, что предполагаемый конфликт между демократией и безопасностью, а также между демократией и исламом может быть решен. Похоже, что другие мусульманские государства понимают это: недавно турок был впервые избран большинством голосов на должность генерального секретаря Организации исламских государств.
Другой значительный вклад со стороны Турции заключается в конструктивной дипломатической деятельности в регионе. Правительство Турции активно проводит миротворческую деятельность и пересмотрело свою политику в отношении целого ряда региональных проблем.
Например, премьер-министр Турции Тайип Эрдоган нарушил традицию, продемонстрировав критическое отношение к более жесткой политике Израиля в отношении оккупированных территорий, и сделал это без разрыва дипломатических отношений с Израилем. Во время визита в начале января министра иностранных дел Турции Абдуллы Гуля в Израиль имело место серьезное обсуждение возможного выступления Турции в качестве посредника между Израилем и палестинцами, а также во время будущих сирийско-израильских переговоров.
Турция, естественно, не присоединилась к оккупационным силам коалиции под предводительством США в Ираке, но приложила огромные усилия к мобилизации региональной поддержки стабильного иракского государства. Действительно, турецкие политики регулярно вовлекали страны, граничащие с Ираком, в обсуждение будущего региона. Совет безопасности ООН серьезно отнесся к этим встречам и попросил расширить региональное сотрудничество по иракскому вопросу.
Конструктивные отношения между Турцией и ЕС создают на Западе ощущение доверия — по крайней мере, среди западных лидеров, если не среди простых жителей, — необходимое для его региональных инициатив. В то же самое время Турция успешно сохраняет равную дистанцию между ЕС и США. Например, политика Турции в отношении Ирака и Палестины ближе к позициям ЕС, но она придерживается того же курса, что и США, на Балканах и на Кипре.
За последние несколько десятилетий на Ближнем Востоке возникали самые разные региональные державы, от шахского Ирана до Египта Насера. Превращение Турции в региональную державу отличается тем, что ее демократические структуры делают ее активным миротворцем, а не грозой региона.
Это необходимая и многообещающая роль, поскольку регион нуждается в местной динамичной силе, способствующей проведению реформ, трансформации и установлению мира. Опыт Турции показывает, что истинная безопасность в регионе требует внутренней стабильности и мира в обществе. При небольшом везении эту модель можно будет экспортировать в другие страны исламского мира.
Бюлент АРАС — профессор международных отношений Университета Фатих в Стамбуле и независимый политический консультант по делам Турции и Ближнего Востока