От некоторых чиновников от образования можно услышать мнение: мол, у нас все учителя — новаторы. Тогда кто мне может объяснить такой факт: на мой вопрос учителям начальной школы, знают ли они систему Сухомлинского, — дружный ответ: «Да, знаем». На мой следующий вопрос, что конкретно из системы Сухомлинского они используют, — ответ неуверенный. Значит, практически — ничего.
У Сухомлинского для учеников был введен орфографический словарь. Это почти 2500—3000 слов-орфограмм, которые ученики записывали за четыре года начальной школы, и этот словарь давал возможность школьникам писать грамотно, без ошибок. Скажите, много ли в Украине школ, где используется данная система? И вообще, я считаю, что книга Сухомлинского «Сердце отдаю детям» должна стать для учителей начальных классов своеобразной настольной книгой, потому что учителю, который в совершенстве не знает системы Сухомлинского и других ведущих учителей-новаторов, будет очень тяжело работать в школе. Главная вина за то, что учителя не знают систем педагогов-новаторов, лежит на тех учебных заведениях, которые готовят педагогов. Я с большим уважением отношусь к учебным системам, разработанным такими отечественными педагогами-новаторами, как Сухомлинский, Шаталов, Лысенкова, Волков, Никитин, потому что они всех детей учили успешно. По моему мнению, они заслуживают Нобелевской премии, если бы таковая была в области педагогики. Система Никитина дала возможность из обычных детей создавать настоящих вундеркиндов — это же потенциал Украины! Чем умнее и здоровее нация, тем лучше будет наша с вами жизнь.
Кстати, во Львове живет учительница Елена Сомиш, которая разработала свою методику раннего развития детей в возрасте от четырех до шести лет. Журналист, который был на уроке Елены Сомиш, писал: «Уже через пять минут замечаю, что сам, как ребенок, сижу с открытым ртом. Детки, напомню, в возрасте четырех- шести лет складывают трехзначные числа, возводят в степень числа и вычисляют квадратные корни. Вот такую систему разработала Елена Сомиш. Необходимо изучить этот опыт, и это должны были сделать чиновники из городского отдела образования и Министерства образования. Но бюрократам такая система не нужна. Нет никаких публикаций в педагогической прессе. Нет творческого подхода и желания — им за это деньги не платят.
Я еще двадцать лет назад разработал свою систему настольных логических развивающих игр и, как в свое время у писателей-диссидентов все произведения лежали в столе, так и мои игры пока «отдыхают». Как известно, в школе Сухомлинского в начальных классах все дети умели играть в шахматы, поскольку он считал, что ребенок, который научится играть в шахматы, будет хорошо учиться. Так вот, я разработал методику внедрения во всех школах Украины мини-шахмат, это мое ноу-хау.
Хочу поднять еще одну важную проблему — беспризорных детей. Она очень острая для нашего государства. Ее решение я вижу в творческом использовании опыта Макаренко, которому удалось в годы кровавой гражданской войны решить, в значительной мере, проблему детской беспризорности. Нужно, чтобы его опыт заработал в демократической Украине. Кто мне сможет объяснить, как ему удалось научить детей изготавливать технически сложные фотоаппараты «ФЕД»? Макаренко понимал, что только интеллектуальный труд, а не сбивание ящиков даст возможность его воспитанникам получить хорошую специальность и достичь высокого социального статуса.
Считаю, что целесообразно провести научные педагогические конференции на темы: «Система Макаренко и современность», «Деятельность педагогов-новаторов», «Актуальность системы Сухомлинского».