Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Радиоприемник, игрушки и голос из зала

Современные композиторы должны быть изоретательными
25 мая, 2005 - 20:32

Завершился ХV юбилейный Международный фестиваль Киевской организации национального союза композиторов Украины «Музичні прем’єри сезону». Еще до начала состоялись несколько концертов под общим названием «Навстречу фестивалю». В концертах, которых было более двадцати, принимали участие самые разные музыкальные коллективы: симфонические оркестры, хоровые капеллы, камерные ансамбли и другие, более необычные группы, которые в течение недели выступали во всех пригодных (и не очень) для этого местах. Учитывая, что концерты нередко начинались в разных концах Киева с интервалом в один час, а то и одновременно, посетить их все, увы, было невозможно. Впрочем, изящный и удобный буклет с программами всех мероприятий позволял ориентироваться в фестивальном пространстве, но и это не всегда спасало ситуацию...

На фестивале были представлены произведения как классиков отечественной и зарубежной музыки (например, Бортнянского и Баха), так и ныне здравствующих композиторов в возрасте от 21 года до 80 лет в таком количестве, что упомянуть их здесь, к сожалению, не представляется возможным. Кроме щедрого «ассортимента» украинской современной музыки, киевляне смогли познакомиться и с творчеством композиторов США, Канады, Голландии, Швеции, Франции, Италии, Швейцарии, Австрии, Великобритании, Словакии, Польши, России; звучали произведения композиторов из Ливана, Греции, Китая… В рамках фестиваля также состоялись различные конференции, презентации новых изданий: музыковедческих работ, музыкальных произведений, аудиокассет, компакт-дисков; проект «Электроакустика», пленум «Слово и музыка — украинское измерение», заключительный концерт всеукраинского конкурса юных композиторов «Живая музыка» и открытие детского хорового Международного фестиваля «Співає Київ весняний». Одним словом, как профессиональным музыкантам, так и любознательным слушателям было чем «поживиться».

Судьба современных композиторов незавидна: ведь уже в начале ХХ века музыковеды, философы и композиторы размышляли об упадке культуры вообще и музыки в частности, о кризисе классической гармонии… Увы, искушенного слушателя ХХI века трудно удивить. Не так уж просто создать что-то действительно новое и интересное после того, как написаны великие шедевры музыки прошлого. Молодой композитор М. Абакумов, чьи произведения также звучали на фестивале, однажды вычислил с помощью компьютера, что 12 тонов звукоряда дают, если не ошибаюсь, около 87 тысяч возможных сочетаний. Подозреваю, что с момента возникновения наиболее распространенного в профессиональной музыке 12-тонового звукоряда они практически исчерпались. Так что в рамках традиционной тональной системы вряд ли можно создать что- то, чего еще не было. Ведь в искусстве не бывает «хорошо забытого старого»; все, что заслуживает внимания, звучит, живет и находится в постоянном концертном обиходе.

Конечно, ограничиваться культурным наследием былых времен и отвергать современное искусство не стоит. Но мало кто из современных композиторов может похвастаться одаренностью, равной гению Баха или Моцарта — поэтому в музыке нашего времени так много вторичного. Итак, учитывая прежние достижения профессиональной классической музыки, да и современную эстраду — конкуренция между композиторами ХХI века просто ошеломляющая. Современный автор, даже талантливый, практически лишен возможности зарабатывать на жизнь своей профессией и даже исполнять свои произведения перед публикой. Однако вселяет надежду энтузиазм, с которым одаренные люди стараются пропагандировать свое творчество. Композиторы ХХ — ХХI веков проявляют невероятную изобретательность, обращаясь к «синтетическим» жанрам, — электронике и другим не менее оригинальным средствам самовыражения.

Пожалуй, можно отметить, что современные композиторы старшего поколения, несмотря на своеобразие музыкального языка, все же стремятся адаптировать свои художественные замыслы для публики — то ссылаясь на традиционные жанры, то подробно излагая литературную программу произведения. Этого не скажешь о молодых авторах, творчество которых в этом году было представлено на фестивале особенно широко. Их отличает дерзость, разнообразие звуковых эффектов, отсутствие какого бы то ни было самоограничения в художественных средствах. Что касается реакции публики — слушатели горячо поддерживали композиторов-современников. Особенное оживление, как правило, вызывали проступающие в музыке черты фольклора, танцевальные или джазовые интонации.

Фестиваль показал, что в рамках этого проекта (а стало быть, в композиторском творчестве нашего времени и современной концертной реальности) мирно сосуществуют традиционные (скрипка, альт и так далее по партитуре), современные (например, синтезатор, компьютер) и экзотические (волынка, трембита) музыкальные инструменты, жанры и формы; структурная четкость — с импровизационностью. Можно отметить и тяготение к целостности, всеохватности, сочетанию разных видов искусства: сразу возникают ассоциации с древними славянскими обрядами и более поздними, близкими к театру, жанрами. В качестве примера можно привести ораторию В. Степурко «Киево-Могилянская академия» по сочинениям учеников-выпускников Академии или авторский концерт С. Зажитько, в котором, кроме певцов и инструменталистов, принимали участие актеры, чтец, радиоприемник, голоса из зала, игрушки… Нередко на концертах использовались возможности освещения, игра цвета, чтобы усилить драматургическую выразительность; так что зрители вместе с артистами «встречали рассвет» и «погружались на дно морское» в Колонном зале Филармонии.

Организаторы фестиваля позаботились и о том, чтобы «поместить» произведения в обстановку, соответствующую их содержанию: например, духовная музыка звучала в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры; в храме св. Василия Великого, Михайловском Златоверхом и Владимирском кафедральном соборах. Случалось и так, что один и тот же зал преображался в зависимости от исполняемой там музыки. В один вечер, переполненный публикой, он переливался огнями; празднично и пышно звучал оркестр; на следующий же день в интригующей и уютной полутьме кажущегося теперь небольшим зала с немногочисленной аудиторией общались лишь несколько артистов.

Хотелось бы уделить внимание не только авторам музыки, но и ее исполнителям, хотя некоторые из композиторов представляли свою музыку на фестивале сами. Часто на подготовку к концерту отведено совсем немного времени (особенно это касается оркестровых произведений), потому произведения современных авторов, откровенно говоря, в окончательном концертном исполнении звучат не совсем так, как предполагал автор. Надо сказать, что несмотря на все сложности подготовки современного произведения к выступлению, да еще и с учетом пожеланий автора, большинство выступлений отличались высоким качеством игры, ансамблевым взаимопониманием, культурой звука, точностью интонирования.

Самое точное слово, определяющее впечатление от фестиваля — любопытство. Многих он заставил подумать о судьбе современной украинской музыки.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ