На монофестивале многоцветный мир театра затягивает вас, как в водоворот. Театра в самом чистом и обнаженном его виде. Вы оказываетесь на пиршестве, и со зрителем происходит маленькое чудо: «может, он гениально играет на скрипке, но еще гениальнее слушали Вы». Вот он перед тобой, живой, пульсирующий театр в самых неожиданных своих проявлениях. Время будто изменяет свой ритм и переносит тебя в другой мир. И в тоже время сердце сжимается от острого сожаления, что почитатели театра не всегда имеют возможность ощутить это подаренное счастье, счастье наблюдать нескончаемую битву добра и зла. Будто ты видишь пейзаж за окном поезда, где мелькает сама жизнь. Это как «синдром попутчика», когда незнакомые тебе люди открывают свою душу.
К сожалению, не удалось побывать в Киеве на VI Международном фестивале одного актера «Відлуння», созданном благодаря громадным усилиям и талантливости его директора Нины Мазур, но, судя по отзывам прессы, он был интересен. Представления шли в театре «Колесо» при существенной поддержке его художественного руководителя Ирины Клищевской. Но в зале всего 60 мест, и, помимо журналистов, критиков и самих участников, присутствовали только те, кто имел пригласительный билет. Но тогда не совсем понятно, для кого этот фестиваль. Он не коммерческий и, кстати, единственный среди стран СНГ, который является членом Международной ассоциации одного актера при ЮНЕСКО. Как сообщила мне Нина Мазур, Министерство культуры за все годы помогло им только один раз, да, в общем-то, они и не просят помощи. Но если бы город пошел навстречу хотя бы в том, чтобы отдельные спектакли могли проходить в больших театральных залах (где, к примеру, можно было бы показать удивительный моноспектакль талантливейшей Раисы Недашковской — «Лісова пісня» Л.Украинки, которому недавно громогласно рукоплескал переполненный зал Киевской оперы на юбилейном бенефисе актрисы. — Л.С. ), и еще бы помог с предварительной рекламой, то «Відлуння» могло бы в большей степени обогатить духовную жизнь киевлян.
ПОЛЬША, КРАКОВ
В то время, когда в столице шло «Відлуння», в Краков поехал украинский спектакль «Маринованный аристократ», режиссер — художественный руководитель Молодого театра Станислав Моисеев. Играть переполненную сюрреалистическими поворотами пьесу весьма тяжело. И нужно отдать должное режиссеру, который «вытянул» не очень удобоваримую драматургическую основу до интересного, захватывающего зрелища. И мне, знающей предысторию постановки, было интересно наблюдать, как режиссер преодолевает сопротивление материала. И польская театральная общественность, и зрители восприняли спектакль замечательно, в зале беспрерывно звучал смех, хотя пьеса была представлена на украинском языке.
Олекса Вертинский в главной роли в этот раз, на мой взгляд, превзошел самого себя. Заслуживает аплодисментов и слаженная игра всего состава. Сложный, динамичный, с бесконечной переменой мизансцен и костюмов спектакль (к тому же на чужой сцене) требует громадного нервного напряжения исполнителей. Но они работали точно, выверенно, сохраняя ритмическую образность.
Сейчас, когда прежние, порой многонедельные гастрольные поездки практически невозможны из-за отсутствия средств, обмен единичными спектаклями между конкретными театрами (так на так) принципиально важен и интересен с точки зрения творческих контактов с европейскими труппами и возможностью представить украинское искусство на суд зарубежных зрителей. Первый шаг был сделан Молодым два года тому назад, когда фундация Старого театра в Кракове пригласила «Лева і Левицю». Постановка опять-таки С.Моисеева, в главных ролях Б.Ступка и П.Лазова. В Кракове спектакль был прекрасно воспринят и польским зрителем, и театральной общественностью. Зал — переполнен, ведь Б.Ступку знают и любят в Польше.
Второй шаг — контакты с очень известным Краковским театром «КТО», который был в Киеве несколько раз. Последняя гастроль этой зимой, и в ответ — приглашение «Маринованного аристократа». Таким образом, сложилась концепция обмена: раз в год приезжает в Украину спектакль «КТО», и раз в год спектакль Молодого — в Краков.
Еще одно приятное известие: Дюссельдорфский театр избрал Молодой для совместного проекта. С.Моисеев прямо из Кракова вылетел в Германию, где и состоялись переговоры.
Радует и то, что зарубежные театры охотно приглашают украинских режиссеров ставить спектакли у себя. В Вильнюсе состоялась успешная премьера «Анны Карениной» в постановке Эдуарда Митницкого (Театр на Левом берегу). Польский режиссер Збигнев Наймола из Старого театра в Кракове поставил на сцене франковцев «Мама, або Несмачний витвір на дві дії з епілогом». Мне представляется, что в афише каждого театра должна быть такого рода современная постановка, возможно, не для массового зрителя, а для театралов высокой квалификации. Но на зарубежных показах такого рода спектакли проходят на ура. Нельзя не отметить изысканное оформление тонкого художника Андрея Александровича и блистательную в главной роли Наталью Лотоцкую.
ЛАТВИЯ, ВЕНТСПИЛС
Сразу же после Кракова мы попадаем на IV Международный фестиваль в Латвии — «Звайгзне-2005», в очаровательном городе на Балтике — Вентспилсе. Мэр города Айварс Лембергс и мэрия, на мой взгляд, сделали невозможное: в нашем распоряжении были прекрасные центры культуры, хорошие гостиницы, такси, автобусы. Очень интересной была параллельная программа, т.е. экскурсии, ежевечерние встречи: как-то с представителями этнических меньшинств — украинцами, белорусами, евреями, татарами, русскими, где звучали незабываемые песни под бурные аплодисменты участников и гостей фестиваля. «Закат солнца на Балтике» (так называлась еще одна акция) в Музее под открытым небом на берегу Балтийского моря, где в одной из колыб нас встретил развеселый латышский хор и обильные столы с горячей ухой из лососины и еще чего-то, чему не могу дать названия. Один немецкий актер пошутил: «Я хотел бы остаться здесь навсегда».
Как написала газета «Вентас Балсс», в этом году участников было только восемь из-за более жесткого отбора, но вместе с тем расширилась география: Латвия, Украина (два спектакля), Россия, Грузия, Армения, Италия. Традиционно среди членов компетентного международного жюри, помимо критиков, театроведов, — директора других подобных фестивалей из разных стран.
По признанию жюри и по моим собственным впечатлениям, все показы были необычайно интересны, разнообразны, и в каждом из них зрителя ожидал какой-то необычайный поворот. К примеру, российскую исполнительницу сопровождало высокопрофессиональное трио (с исконно русскими фамилиями — Павленко и Максименко): фортепиано, альт и скрипка, так что не только почитатели театра, но и любители музыки могли погрузиться в мир Ф.Пуленка, Б.Бриттена, М.Равеля, И. С.Баха,Ф.Шуберта, С.Прокофьева и И.Брамса.
Молодой, но уже многообещающий латышский актер Мартиньш Бруверис представил населенную многими персонажами сказку о любви... Пирожка и Булочки. Очень трогательно, нежно и в то же время смешно.
Грациозная грузинка Ирина Мегвинетухицеси (можете себе представить муки латышей при произнесении ее фамилии, что, правда, вызывало всегда добрый и веселый смех в зале) предложила повествование «Желтый ангел», прекрасно исполняя песни Вертинского, очень органично вставленные в представление, хотя спектакль-исповедь вовсе не о нем.
Лариса Трояновская, хорошо знакомая киевлянам по пьесе Татьяны Иващенко о великом Иване Франко «Таїна буття» (Театр на Подоле), привезла в Латвию поэтический монолог по поэзии М.Цветаевой «Любви старинные туманы». Ларису привлекли в Цветаевой не только стихи, но и ее женская судьба. И не столь важно, что многие, в том числе и я, видят в Цветаевой не поэтессу, а мощного звучания поэта, без скидок на пол, но актриса была столь нежна, женственна и очаровательна, что вопреки устоявшимся представлениям о поэзии гениальной Марины, принимаешь, воспринимаешь и предлагаемое исполнение, и трактовку режиссера И.Славинского.
Фестиваль подходил к концу. Предпоследним был трагикомический рассказ актера Георга Казера «Кейтл возвращается с войны». Георг Казер — яркая, творческая личность, в Западной Европе его знают и как актера, и как режиссера театральной труппы «Theakos». И по всему выходило, что «Кейтл» — самая сильная постановка, и хороший профессионал Георг Казер, по-видимому, прекрасно понимал это. Но!.. В этот день приехали Станислав Моисеев и Олекса Вертинский с «Синим автомобилем» Ярослава Стельмаха. Вертинский был виртуозен и блестящ. Буквально захлебывающийся шквал отражения им героя пьесы — естественен и органичен. Писать об актере легко. Не приходится подбирать слова, потому что он — талант. Яркий и необычный. Когда Олекса появился в Киеве в Молодом театре, вероятно, ему и не мыслилось, что лет через пять невозможно будет представить наш город без актера Вертинского.
В первый же год в столице актера выдвинули за роль Сганареля в «Дон Жуане» на престижную театральную награду Киевская пектораль. Не дали. Как же — «прибулець», провинциал, и сразу Пектораль! Но уже на следующий год он таки получил эту награду за роль в пьесе Ярослава Стельмаха «Синий автомобиль», режиссер И.Славинский. А еще серебряную медаль Академии искусств Украины за ту же самую роль. И именно эта пьеса, и эта роль открыли его как драматического актера и даже трагика. На мой взгляд, это был переломный момент в его творчестве. Я рада за киевлян, которые могут увидеть его в различных амплуа в Молодом. В последней успешной премьере «В моїм завершенні — початок мій..» Ф.Шиллера он графически тонок в роле лорда Бентли. Олекса Вертинский настолько многомерен и неожиданен, что всегда из чего-то привычного и устоявшегося умеет сотворить нечто совершенно новое, то есть по своей природе он — импровизатор. В этом разница между Георгом Казером и украинским актером, который как бы всегда находится в свободном полете. Георга же, на мой взгляд, подводит чуть ли не математическая выверенность каждого движения; в его исполнении чуть-чуть не хватало воздуха, по известному актерскому выражению.
И тут мне хочется поделиться с читателем охватившим нас, украинцев, азартом (до внутренней дрожи), волнением и жгучим ожиданием вердикта жюри. Наступил, пожалуй, самый драматичный момент. В зале, где за столом восседал международный ареопаг, собрались все участники фестиваля, его организаторы, приглашенные «пишущие» гости (в том числе и ваш покорный слуга), работники культуры города Вентспилса, Национальное телевидение Латвии и, разумеется, публика.
На столе высилась стопка элегантно оформленных рамок с дипломами и один гран-при. Поочередно каждому участнику фестиваля вручался диплом с последующим объяснением, за что именно награждается исполнитель. И наконец на столе осталась одинокая рамка и гран-при. Читатель, вероятно, уже догадывается: еще не награжденными оставались Георг Казер и Олекса Вертинский. Напряжение нарастало до накала самой мощной лампы. Когда поднимается один из членов жюри, и диплом вручается ... Казеру. А затем директор Киевского фестиваля Нина Мазур торжественно объявляет: «Единогласно, без долгих споров и дискуссий, гран приприсуждается украинскому актеру Олексе Вертинскому за безукоризненное исполнение роли в пьесе «Синий автомобиль». В общей сложности у него уже шесть наград и гран-при за эту роль. Мне было радостно и в тоже время больно: не видит, не увидит Ярослав Михайлович победного шествия по Европе своей пьесы, столь важной для него.
Хочу по просьбе и от имени организаторов, участников и гостей, и в частности от украинцев, передать благодарность Полномочному и Чрезвычайному Послу Латвийской Республики в Украине Андрису Вилцансу, мэру Вентспилса — Айварсу Лембергсу и мэру Огре — Эдвину Барткевичу за помощь и содействие в проведении фестиваля «Звайгзне-2005».