Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Единомышленники из Гетманщины

Новгород-Сeверский кружок «автономистов»: возрождение украинского державотворчества
13 мая, 2005 - 21:13
ГРИГОРИЙ ПОЛЕТИКА — НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЙ ТЕОРЕТИК «АВТОНОМИЗМА»

Идеалы свободы на просторах бывшего Союза чаще всего связывают с Северной Америкой, хотя в родном прошлом можно найти немало удачных примеров для подражания. Кроме того, исторические документы свидетельствуют, что настоящая борьба за свободу велась в конце XVIII в. и в Украине. Фактически игнорировались советской исторической наукой факты о деятельности на территории Гетманщины небольшой группы людей, труд которых дает нам возможность под новым углом зрения смотреть на собственную историю, на события более чем двухсотлетней давности. Феномен возникновения кружка автономистов на Новгород-Сeверщине в то время, когда был ликвидирован институт гетманства, когда была разрушена Запорожская Сечь, отгремела и захлебнулась в крови Колиивщина, свидетельствовал о мощных антиимперских настроениях в тогдашнем украинском обществе, что удивительно — среди самых богатых и титулованных представителей украинского шляхетства. Борьба за независимость и свои права приобрела качественно новые черты и переместилась из военной плоскости в плоскость гражданско-политическую.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРУЖКА АВТОНОМИСТОВ

Конец XVIII в. окончательно закрепил за Украиной статус российской провинции. В 1785 г. Екатерина II решила «осчастливить» украинских панов своим указом, предоставив им все права российского дворянства. Это означало полную утрату Гетманщиной своей и без того иллюзорной автономии и ее переход под полную власть российских царей.

Тогдашняя казацкая верхушка в большинстве своем не имела больших проблем с признанием собственного шляхетства. Но мелкой казацкой старшине было намного сложнее превратиться в «благородное российское дворянство», поскольку она была вынуждена доказывать свою принадлежность к шляхетскому сословию, что вызвало значительное недовольство. Однако ситуация с подтверждением шляхетских прав имела неожиданные для правительства последствия. На Левобережной Украине появились люди, которые помогали современникам доказывать свои шляхетские права, причем делали это бескорыстно, только ради подъема славного прошлого Украины. Это были преимущественно дворяне, шляхтичи, дидичи, для которых не имели значения материальные последствия результатов своего труда, они действовали исключительно ради утверждения шляхетского сословия в Украине.

Несмотря на уравнивание российского дворянства и украинской шляхты, в среде последней не угасали мысли о восстановлении упраздненного в 1764 г. гетманства и автономии в составе Российской империи. Кроме того, украинское панство считало права украинского шляхетства выше прав российского дворянства, из-за демократического казацкого происхождения большого количества левобережной украинской шляхты. Защита этих прав была тогда лучшим средством к утверждению собственной государственности.

Речь шла о том, чтобы восстановить казацкое войско — Василием Капнистом был разработан проект о восстановлении полкового устройства Украины и организации добровольного казацкого войска, который в 1788 году попал к Екатерине II. Проект был полезным для Российской империи как усиливавший военную мощь государства, но, по словам канцлера А. Безбородко, мог создать взрывоопасную ситуацию в Украине, где помнили о Хмельнитчине, и вызвать «новаго рода революцию», следствием которой могли стать категорические требования о восстановлении гетманства, подтверждения прав и свобод, которые российская империя так упорно и жестоко в течение длительного времени отбирала.

Автономистское движение в Украине набирало силы, его не могли остановить ни дарованные ранги или титулы, ни щедрые подарки в виде земель с крестьянами, несмотря на то, что подавляющее большинство украинского панства, по словам историка А. Оглоблина, вышло из народной массы, чтобы потом эту массу грабить и закрепощать, чтобы на поте и крови простого крестьянина получить себе богатство и имения.

Существовала еще одна когорта украинской шляхты, которая не эксплуатировала и не закрепощала родной народ, а прилагала большие усилия, чтобы этот народ из грабительских рук вырвать, дать ему образование, культуру и, наконец, добиться для него государственной независимости. Конечно, стремления автономистов основывались преимущественно на доказывании собственных прав, но они считали свою работу полезной для украинского государства и украинского народа в целом. Благодаря этим людям в Украине постепенно начали выкристаллизовываться понятия народности и нации, что, в свою очередь, подводило основу под идею государственной независимости. Автономисты действовали не поодиночке, нам известно о существовании на Новгород-Сeверщине круга патриотически настроенной интеллигенции, которая жила и работала в конце XVIII — в начале XIX в.

Город Новгород-Северский 27 января 1782 г. стал одним из центров наместничества — территориального образования, которое заменило собой упраздненную Гетманщину. В него вошли земли наиболее известных и богатых украинских полков — Стародубского и частично Нежинского и Черниговского. На территории наместничества оказались две бывшие гетманские столицы — Глухов и Батурин, с их культурными ценностями, бюрократическим аппаратом и государственными традициями. Тут продолжало жить и работать большое количество представителей украинского гетманского правительства, занимавшее высокие должности. Связанное между собой служебными, имущественными и семейными делами, новообразованное украинское дворянство представляло собой настоящий социальный слой, который генерировал общественно-политическое мнение и был духовным лидером края.

Подавляющее большинство украинского шляхетства без сопротивления приняло российскую власть и постепенно начало прилагать определенные усилия для демонстрации своей верности российскому престолу. Однако значительно меньшая часть образованного украинского дворянства сознательно оказалась в оппозиции к умеренно настроенным проправительственным дворянским кругам и образовала патриотический кружок автономистов, который существовал в 1780— 1790 гг. Образовывали ли эти люди какую-то закрытую тайную организацию? Вряд ли. Скорее это был достаточно аморфный круг единомышленников, объединенный общими идеями и желанием изучать историю, доказывать свои дворянские права и защищать родной край от грабительской имперской политики.

В кружок входили лица как светские, так и духовные. Это были Мелхиседек Значко-Яворский, Григорий Долинский, Архип Худорба, Андрей Гудович, Григорий Полетика, Варлаам Шишацкий, Тимофей Калинский, Андрей Пригара, Андрей Рачинский, Григорий Полетика, Афанасий Лобисевич, Федор Туманский, Михаил Миклашевский и многие другие сторонники идеи автономизма.

ГРИГОРИЙ ПОЛЕТИКА

Главным идеологом автономистов был Григорий Полетика (около 1724 — 1784) — общественный деятель, писатель, чей род происходил от волынского шляхтича Ивана Полетики, который погиб в 1673 г. в бою под Хотином. Г. Полетика более известен нам как депутат от шляхетства Лубенского полка в комиссию по составлению «Нового уложения» законов, которая была созвана императрицей в 1767 году и выполняла функции своеобразного «парламента». Работая в комиссии, Полетика написал историческую записку — отрицание предписаний Малороссийской коллегии своему депутату Дмитрию Наталину. В записке отрицалось большинство предписаний как ухудшающих социально-экономическое положение в Украине. Г. Полетика резко критиковал предлагаемые изменения в административном разделении края, налоговую политику, использование казацкого войска на различных строительных работах и тому подобное. Прямым обвинением московской политики в Украине звучат его слова: «Предлагаемые Малороссийской коллегией к поправлению состояния нашего средства все принуждены, все насильны, все отяготительны, все несходны ни с состоянием нашего народа, ни с воспитанием, ни с обыкновениями оного. Ненадобными почтены наши законы, которые, однако, больше многих других с человеколюбием сходствуют, унижена наша служба... описан с худой стороны и неприятными красками наш народ, который нравами и поведением своим нельзя сказать, чтоб других был хуже; представлены способы к нашему отягощению и, можно сказать, к неминуемому разорению…» Кроме вышеупомянутой записки, Г. Полетике принадлежат еще некоторые труды, в которых он защищал автономное устройство Гетманщины: Мнение на читанный в комиссии «Проект прав благородных», «Записка, как Малая Россия во время владения польского разделения была и о образе ее управления», «Сборник прав и привилегий малороссийского шляхетства».

АФАНАСИЙ ЛОБИСЕВИЧ

Афанасий Лобисевич (около 1732 — 1805) — один из самых известных украинских деятелей конца XVIII в. Получив хорошее образование в Киеве, а впоследствии в Петербурге, А. Лобисевич еще студентом в 1760 г. начал работать переводчиком в Академии наук в Петербурге, президентом которой был Кирилл Разумовский. Кроме того, он был сотрудником сумароковского журнала «Трудолюбивая пчела», где печатал собственные переводы с латинского языка. Знакомства в высших кругах русской и украинской интеллигенции содействовали его становлению как литератора и общественного деятеля. Но в 1760 г. его и еще одного украинца (Семена Дивовича) стараниями М. Ломоносова исключили из университета за «непосещение лекций». Только благодаря вмешательству президента Академии наук Кирилла Разумовского молодым людям удалось продолжить обучение. Однако к работе в Академии А. Лобисевич так и не вернулся, предпочитая службу у гетмана, на которой он провел более 20 лет. По окончанию службы он поселился в имении жены и начал принимать активное участие в общественно-политической жизни края, работал в Новгород-Сeверской дворянской депутатской комиссии по проверке дворянских прав украинского левобережного панства, которое избрало его уездным маршалом (1783), а впоследствии и губерниальным маршалом (1785).

Известны упоминания о переделанных им в бурлескно-травестийном стиле Вергилиевы эклоги, получившие название «Вергилиевы пастухи»… в малороссійскій кобеняк переодетые», на основании чего Лобисевича называли «предшественником Котляревского». К сожалению, это произведение до сих пор не найдено. Зная «Энеиду» Котляревского, можно приблизительно представить себе, какие это были «пастухи», на каком языке они разговаривали, чьи мысли и стремления высказывали. М. Грушевский и М. Возняк считали, что А. Лобисевич как представитель украинской интеллигенции сочетал в себе лучшие традиции старой Гетманщины с новыми культурными течениями, и такое сочетание символизировало начало украинского возрождения конца XVIII — начала XIX в.

ИВАН ХАЛАНСКИЙ

Заметное место в истории украинского образования и культуры занимает Новгород-Сeверская гимназия, основанная в 1788 г. В ее стенах получали знания корифеи украинской науки и литературы Михаил Максимович и Пантелеймон Кулиш. Первым директором гимназии был Иван Халанский (около 1749 — 1825), чей род происходил от украинских дворян Курского наместничества. Его биография обычна для выходца из дворянской семьи — учеба, гражданская служба, военная служба, юридическая практика. Но подлинные способности Ивана Халанского раскрылись только в области педагогики. В 1789 г. его назначили директором Новгород-Сeверского Главного народного училища, а через год он занял должности еще и в Стародубовском и Глуховском училищах. Особенностью Новгород-Сeверского учебного заведения была его открытость для всех, кто проявлял желание учиться, а учителя всегда имели в виду, что выполняют свой гражданский долг, когда учат детей из бедных семей.

И. Халанскому принадлежит идея учреждения в Новгород- Сeверском университета. И хотя эта идея не реализовалась из-за большой конкуренции со стороны созданного в 1805 г. университета в Харькове и Нежинской гимназии высших наук, понятно, каким высоким был интеллектуальный потенциал Новгород-Сeверского, который дал почву для возникновения такого замысла. Вместо университета здесь, на базе Главного народного училища, основали гимназию (1805), которая очень быстро получила признание среди тогдашней интеллигенции. Вокруг этого учебного заведения образовалась интересная культурная среда, близкая к опальному архиепископу Варлааму Шишацкому, который доживал свои дни в изгнании в Новгород-Сeверском Спасо-Преображенском монастыре. Роль гимназии в культурно-образовательной жизни края была так велика, что в 1828 г. о Новгород- Сeверском писали: «Большая часть здешних граждан чаще, нежели жители окрестных городов, обращается с книгами: ибо редкій из их не учился или в бывшем Народном училище, или в гимназіи».

ВАРЛААМ ШИШАЦКИЙ

В центре украинской общественной и церковной жизни находился архиепископ Варлаам Шишацкий (1751 — 1820). Только короткий период его жизни — два года — связан непосредственно с Новгород-Сeверским. Будучи ректором Переяславского коллегиума, В. Шишацкий переехал в Новгород-Сeверский вместе с перемещенным туда учебным заведением и стал первым ректором Новгород- Сeверской духовной семинарии, совмещая это с игуменством в Макошинском монастыре. Очевидно, именно ему обязан новгород-сиверский патриотический кружок большим вниманием к церковным делам и именно здесь возникли у него замыслы о создании Украинской автокефальной церкви, без которой невозможна была бы сама идея украинской государственности. Впоследствии он становится игуменом Виленского Свято-Духовского монастыря, где оказывается в трудном положении из-за отказа принести присягу на верность Речи Посполитой, из-за чего был вынужден вернуться в Россию. В связи с падением Речи Посполитой в конце XVIII в. российское правительство начало упорядочивать церковные дела на бывших ее территориях — западной Украине и Белоруссии, то есть подчинять местную православную церковь русскому синоду. В. Шишацкого назначают настоятелем Дятловицкого монастыря (1794), в 1795 г. он стал епископом Житомирским, а 14 мая 1796 г. благодаря ему была открыта Епаршеская семинария, которая впоследствии стала Волынской. Задачей семинарии было готовить православных священников для приходов, которые из унии перешли в православие. В 1805 г. Шишацкий становится епископом Белорусским и Могилевским, в 1808 г. получает сан архиепископа Могилевского и Витебского. В 1812 году, когда войска Наполеона заняли Могилев, В. Шишацкий признает новую власть, надеясь, что пришло время освобождения украинско-белорусской православной церкви из-под гнета Москвы. Кроме того, он не мог поступить иначе, поскольку заботился о сохранении церковных святынь и был вынужден покориться воле завоевателей. После отхода французской армии российские власти осудили В. Шишацкого, его лишили сана и сослали на пожизненное заключение в Новгород-Сeверский Спасо-Преображенский монастырь. Но можно ли считать это заключением? Вряд ли, ведь он оказался в знакомом окружении, с ним осталась его библиотека, он пользовался большим уважением среди местной интеллигенции, которую привлекал его богатый жизненный и общественный опыт, моральный авторитет.

МЕЛХИСЕДЕК ЗНАЧКО-ЯВОРСКИЙ

«Царем правды» называл народ Мелхиседека Значко-Яворского, пламенного защитника православия, игумена правобережного Мотронинского монастыря, известного активным участием в восстании гайдамаков. Именно он вручил Железняку золотую грамоту, якобы полученную от Екатерины II, которая давал разрешение на уничтожение поляков и евреев, а 23 апреля 1768 г. в храмовый праздник Мотронинского монастыря состоялось «освящение ножей», с которыми гайдамаки отправились в бой. В 1781 г. он стал архимандритом Глуховского Петропавловского монастыря и членом Новгород-Сeверской духовной консистории. Тогда же, очевидно, познакомился с членами местного кружка автономистов.

МИХАИЛ МИКЛАШЕВСКИЙ

Михаил Миклашевский (около 1756 — 1847), потомок стародубовского полковника Миклашевского, современника Ивана Мазепы. После 20-летней военной службы и непродолжительного губернаторства он поселился в родном имении в с. Понуривка, где прожил до конца жизни. Этот человек проявил себя как предприниматель: известно, что он основал в родном селе суконную фабрику, где работали 300 рабочих на 50 ткацких станках. Но значительно более сильный интерес он проявлял к политической и культурной жизни, центром которой становится его прекрасный дом в родной Понуривке. Сохранилась переписка Миклашевского с князем А. Безбородко, П. Завадовским, В. Кочубеем, Н. Г. Репниным, Д. Шираем и другими деятелями. Имение Миклашевского было известно своей библиотекой, где хранился рукописный экземпляр «Истории русов», первое упоминание о котором найдено в письме фон- дер-Бриггена Рылееву от 21 октября 1825 года. Именно из Понуривки вышла в люди «История русов», чем мы обязаны ее прогрессивному хозяину.

Деятельность кружка новгородсиверских автономистов — малоизученная страница украинской истории. Можем только констатировать, что державотворческая традиция в Украине, сама идея независимости не возникла «из ничего» и не исчезла в небытие. Были люди, которые помнили о своих корнях, знали историю родного края и всячески пытались послужить народу. По нашему мнению, наиболее весомым вкладом в украинскую культуру и литературу стала книга неизвестного автора, который, без сомнения, происходил из Новгород- Сeверщины и был членом кружка автономистов. Это «История русов» — манифест украинского шляхетства, политический памфлет, который мифологизирует украинскую старину, клеймит колониальную политику Москвы, высоко возносит идею нации и государства, заставляет по-новому смотреть в наше прошлое.

Ярослав МИШАНИЧ, кандидат филологических наук, Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ