Украина отметила 60-ю годовщину Победы традиционно: ветераны Красной армии получили подарки и награды, выслушали приветствие первых лиц государства, прошлись по Крещатику, выпили фронтовые сто грамм...
Особенностью нынешнего празднования очередной годовщины завершения Второй мировой войны, или же, как принято в Украине, — «праздника Победы», стало стремление руководства государства, в частности Президента Украины Виктора Ющенко, реализовать идею «примирения ветеранов Великой Отечественной войны и бывших воинов Украинской повстанческой армии».
Нужно отдать должное Президенту и правительству: они кое-что сделали, чтобы «национальное примирение» стало объективным фактом. В то же время нужно признать: примирение не состоялось. Антагонистические стороны: бойцы Красной армии и комбатанты УПА не поддались уговорам власти. Тем более, дискуссии относительно идеи примирения взбудоражили общество, иногда казалось, что пропасть между разными ветеранами одной войны не уменьшилась, а углубилась.
Почему так сложилось? Почему, на первый взгляд, благородная идея национального примирения не сработала?
Главный урок, который общество, а прежде всего власть как инициатор идеи примирения, должны вынести из дискуссии ветеранов, на мой взгляд, заключается в том, что даже самую благородную идею нельзя реализовать без глубокого и всестороннего изучения проблемы, которую необходимо решить.
Нужно откровенно признать: нынешняя власть, как, в конце концов, и предыдущий режим, не смогла разобраться в сути вопроса. Единственный аргумент, который использовался в пользу идеи примирения, сформулировал Президент Ющенко. Он справедливо акцентировал на необходимости оставить в прошлом те противоречия, которые сегодня разъединяют нацию. Главное, постоянно подчеркивал Президент, — консолидировать общество, ведь идея сильного и счастливого государства близка всем без исключения гражданам Украины. Вот и все аргументы.
Между тем существующие противоречия между ветеранами, а таким образом и в обществе, сложны и многогранны, без их разрешения и учитывания в политической практике невозможно решить проблему.
Так, «официальной датой» примирения власть определила 9 мая — праздник Победы. Почему? Ведь известно, что ветераны ОУН и бойцы УПА не считают этот день «праздником», а придерживаются мнения, доминирующего в Европе и США, где основные торжественные мероприятия происходят по случаю завершения Второй мировой войны, и не девятого, а восьмого мая, когда собственно был подписан акт о капитуляции Германии. Если власть уважает взгляды ветеранов КА, то, во всяком случае, обязана прислушаться к противоположному мнению.
В этой связи возникает другой вопрос. А звучало ли мнение противоположной стороны? Накануне 9 мая Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и председатель Верховной Рады Владимир Литвин имели многочисленные встречи с ветеранами войны. Однако во время этих официальных и неофициальных встреч не было ни одного воина УПА. Власть не нашла времени, чтобы организовать хотя бы одну встречу с теми, кто имеет иной взгляд на Вторую мировую войну, нежели ветераны КА. Так кого с кем стремились примирить? Деликатность ситуации заключается еще и в том, что комбатанты УПА в основном проживают в Западной Украине, которая почти единодушно поддержала на последних выборах Виктора Ющенко и нынешнюю власть. Они, без сомнения, имели моральное право накануне 9 мая встретиться с высшим руководством государства.
Во время публичных дискуссий ветераны УПА не раз отмечали, что примирение невозможно без официального, то есть на государственном уровне, признания борьбы ОУН и УПА. При этом власть избегала комментариев именно по этому случаю. А это принципиальный момент, когда речь идет о «примирении», ведь без восстановления исторической справедливости общественное взаимопонимание невозможно.
Думаю, что справедливо задать и такой вопрос: а нужно ли примирение за любую цену?
Большинство ветеранов Красной армии недвусмысленно высказывались против примирения, мотивируя это тем, что, мол, повстанцы «стреляли нам в спину», а «УПА сотрудничала с фашистами». Практически все ветеранские организации категорически не восприняли идею «общего хода» по Крещатику. Ветеранами ВОВ несколько раз делались изменения в планах правительства относительно отмечания девятого мая. Желание власти внести новую, «помаранчевую» струю в традиционные мероприятия, воспринималось ветеранами неохотно.
Не спешат с «примирением» комбатанты УПА. В открытом письме к Президенту Украины Виктору Ющенко, обнародованном накануне девятого мая, члены Всеукраинского братства ОУН и УПА спрашивают: «Скажите, пожалуйста, с кем мы должны примиряться. С ветеранами Советской армии, с которыми мы не воевали? Ведь УПА была создана для борьбы с немецкими оккупантами. Или с НКВДистами, целые дивизии которых охраняли лагери, когда Советская армия истекала кровью под Сталинградом? Или с теми, кто закапывал полуживых по 500 человек в Демьяновых Лазах, кто соломорезкой резал пальцы своим жертвам в Галиче, с теми, кто в провокативных спецгруппах НКВД глумился над местным населением, чтобы вызывать гнев народа против УПА, а теперь имеют статус «Участников боевых действий?»
Аргументы сторон можно не воспринимать, но их нельзя игнорировать, поскольку они высказываются теми, кто, по идее, должен бы подать друг другу руки. Во имя справедливости следует сказать, что нынешние дискуссии относительно Второй мировой войны значительно расширили мировоззрение украинцев. Многие из них благодаря средствам массовой информации имели возможность впервые узнать не только о малоизвестных страницах одной из самых больших трагедий человечества, но и посмотреть на войну собственно украинскими глазами. Этого не было в прошлые годы. Это, без сомнения, значительное продвижение на пути становления национальной государственности.
Так сложилось, что Украина стала родиной людей, имевших в годы войны принципиально разные взгляды на саму войну и ее последствия. И сегодня эти люди по разные стороны баррикады. Нужно признать, что для большинства из них «война» еще продолжается. Возможно, государство и не должно вмешиваться в эту «войну». Его задача — отдать должное одним и другим. Это и будет настоящее «примирение».