Украинские власти до сих пор никак не отреагировали на стремление группы «Приват» совершить силовой захват Никопольского завода ферросплавов. Продолжая игнорировать происходящие в Никополе события, Президент и правительство рискуют в скором будущем увидеть под окнами своих офисов многотысячные демонстрации работников НЗФ, которые собираются отстаивать свои взгляды на законность в столице.
Завод и его коллектив выглядят решительно. Здесь готовятся к обороне от противозаконных посяганий. Центральная проходная перекрыта заграждениями из колючей проволоки, под зданием правления стоят палатки. Рабочие пикеты взяли предприятие под круглосуточную охрану. Закончившиеся «сдвоенные» праздники прошли на заводе в режиме готовности к провокациям. На предприятии говорят, что чрезвычайное положение будет отменено лишь тогда, когда органы государственной власти дадут гарантии соблюдению законности.
Напомним, что 5 мая ситуация вокруг НФЗ накалилась до предела. В соседнем городе Орджоникидзе предпринималась попытка провести нелегитимное собрание акционеров. На него не был приглашен собственник контрольного пакета акций завода — консорциум «Приднепровье» (владеет 50% + 1 акция в уставном фонде предприятия). На собрании намечалось переизбрать правление НЗФ. А после этого, как считает директор предприятия Владимир Куцин, планировалось произвести силовой захват завода. В этот день некоторые информагентства и интернет-сайты даже сообщили, что для захвата НЗФ в Никополь уже едут автобусы с рабочими Орджоникидзевского и Марганецкого горнообогатительных комбинатов (они находятся во владении бизнес-группы «Приват»).
К чести руководства Фонда госимущества, оно не поддалось на эту провокацию. 5 мая глава Фонда Валентина Семенюк выступила с заявлением, в котором указала, что государственной доли в НЗФ нет, а потому участвовать и регистрироваться на данном собрании представитель ФГИУ не имеет права. Эту же информацию подтвердила и Комиссия по ценным бумагам: государство не значится в списке собственников НЗФ. Однако это не образумило организаторов собрания. Первый заместитель главы правления «Приватбанка» Тимур Новиков на пресс-конференции 6 мая сказал, что собрание в Орджоникидзе будет ждать, пока государство не передумает и не зарегистрируется. Между тем в среду премьер-министр Ю.Тимошенко заявила, что согласно решениям судов пакет акций НЗФ в размере 50% + 1 акция «должен находиться в собственности государства». Правда, какие суды вынесли такое решение, Тимошенко не уточнила. Пока же известно лишь о существовании решений Высшего хозяйственного и Верховного Суда Украины, которые подтверждают законность приватизации.
Тут бы заявить о своей позиции Президенту. Но он пока молчит. Нет ни одного заявления по поводу сложившейся ситуации, ни одного действия в поддержку законности. Вообще ничего, что свидетельствовало бы о том, что государство собирается отстаивать законность не только на словах и вообще, но и в каждом конкретном конфликте. И это, безусловно, не способствует ослаблению накала ситуации. Лишь вице-премьер Анатолий Кинах в жанре рекомендаций пожелал участникам конфликта придерживаться порядка.
Трудовой коллектив НЗФ уже обращался к властям страны с требованием вмешаться и стать на защиту конституционных прав и интересов граждан. Пока Президент и правительство продолжают игнорировать сложившуюся в Никополе ситуацию, протестующие ферросплавщики готовятся перебраться в Киев. Их могут поддержать на киевских улицах также рабочие из Кривого Рога, Днепропетровска, Желтых Вод, Днепродзержинска и Новомосковска. Безусловно, правительственным чиновникам и учреждениям не привыкать к проходящим под их стенами пикетам и демонстрациям. Но в канун Евровидения, когда в столицу съедутся многочисленные иностранные гости, украинской власти вряд ли нужны в столице демонстранты, упрекающие ее в бездеятельности...
Вчера свой анализ событий вокруг ферросплавного завода в Никополе, увязав их с процессом реприватизации, идущим в нашей стране, преподнесла читателям влиятельная лондонская газета The Financial Times. По мнению ее автора, в тот период, когда лидеры украинской оранжевой революции пришли к власти, собираясь открыть заново дела о недавних приватизациях, проведенных потерпевшим поражение режимом, они, вероятно, не могли представить себе, что выпустят процесс из под контроля.
В феврале, в первые недели своего президентства, Виктор Ющенко заверил участников инвестиционной конференции в Киеве, что этот пересмотр будет быстрым и упорядоченным. «В ближайшие недели» его правительство обнародует список от 30 до 40 приватизационных сделок, которые намерено оспорить в суде на основании того, что во время их распродажи были допущены нарушения закона. Правительство обещало никогда не расширять этот список, так что инвесторы могут чувствовать себя в безопасности, вступая в сделки с нынешними владельцами. Спустя три месяца список по-прежнему ожидается с беспокойством, отмечает британское издание. Последние новости о его судьбе поступали от заместителя премьер-министра, которому поручен пересмотр, Анатолия Кинаха, заявившего на прошлой неделе, что он будет закончен «в ближайшие дни». Крайний срок в 10 дней, назначенный и объявленный В.Ющенко в конце апреля, видимо, забыт. Тем временем некоторые официальные лица и бизнесмены пытаются взять все дела в свои руки. На прошлой неделе открыто проявилась ожесточенная борьба за одно из предприятий, по всеобщему мнению, включенное в этот список, — Никопольский завод ферросплавов. Против этой продажи в то время резко возражала другая группа украинских бизнесменов, возглавляемая Игорем Коломойским, владеющая 26% акций этого предприятия и двумя шахтами, которые снабжают сырьем НЗФ. На прошлой неделе И.Коломойский попытался уволить менеджеров В.Пинчука, организовав собрание акционеров НЗФ и пригласив на него Фонд государственного имущества, чтобы тот проголосовал в качестве полноправного владельца мажоритарного пакета, проданного В.Пинчуку.
Никопольское дело — это всего один пример из большого числа драм, которые происходят по мере того, как правительство готовится начать свой пересмотр, указывает газета и отмечает, что в результате сокращение инвестиционной активности привело к замедлению роста ВВП до 5,4% в январе- марте с 12%, отмеченных в тот же период прошлого года. Борьба за власть в Никополе, по мнению FT, содержит намек, сколь мучительным и потенциально вредным для имиджа Украины может быть этот процесс.