Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оберег

28 апреля, 2005 - 19:38
ТРИПОЛЬСКИЕ МОТИВЫ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

В течение Великого поста в Украине традиционно расписывали писанки во славу Спасителя. А еще раньше в дохристианские времена — Даждь-бога (бога Солнца), для одоления зимы и обновления природы. На Пасху в церкви освящали паски, писанки и крашанки. Дарили их священнику, обменивались с родственниками и знакомыми. В хате выдутые писанки вешали у икон и сохряняли до следующих праздников. Писанки заносили в хлев для хорошего приплода скота, прикапывали в первую пашню к богатому урожаю. Клали на крышу от молнии и огня. После разговения на могилах христосовались с умершими родственниками, прикапывая писанки в могилу. А с крашанками устраивали забавы в «катки».

В нынешнюю Украину возвращается из забвения этот древний пласт народной культуры и искусства — роспись птичьих яиц многоцветными орнаментами (писачком, красками, огнем и пчелиным воском) к весенне-летним христианским праздникам.

В Национальном союзе мастеров народного искусства Украины на Рейтарской, 27 открыта всеукраинская выставка писанок. Здесь можно увидеть традиционные орнаменты, которые воссоздают из поколения в поколение мастера и западных, и восточно- центральных областей Украины. Среди разнообразия коллекций писанок выделяются особым колоритом авторские работы киевских мастеров Татьяны Влененко и Любови Ктиторовой. Оказывается, что мастерицы используют растительные красители, пытаясь воспроизвести забытые рецепты традиционных цветов. Много лет изучают они древние орнаменты, работы украинских этнографов XIX в. Коллекции писанкарок экспонируются в музеях Украины и на всеукраинских выставках народного искусства, а недавно вместе с художниками Петриковки представляли украинскую традиционную культуру на международной выставке в Японии Экспо-2005.

Пани Татьяна рассказывает: орнаменты писанок это не рисунки конкретных явлений, а графически-образные знаки общих идей, мифологем сотворения Вселенной и мироздания. Поскольку представления о мире формировались в разные времена славянского этногенеза, символы писанки несут в себе и разные верования разных культурных слоев: от магически-мифологического мировоззрения земледельческой культуры (XV — V вв. до н.е.) и до христианских культов Киевской Руси.

Древнейшие мифы сотворения Вселенной связываются именно с Космическим яйцом (у праславян — прообраз мира), снесенным Змеем (богом земли, воды и огня) и Праматеръю Мира (Мокош) — создателями богов и всего сущего. Позднее, по славянской мифологии эпохи неолита (матриархат), Космическое яйцо — уже атрибут солнечной птицы — петуха, а богиня земли, прародительница неба, небесных вод, животных и растений — Великая Богиня (Берегиня). Вот откуда праздничное яйцо красного цвета (змеино-солнечного) и его магическое влияние на приплод скота, рост растений, рождение детей, здровье человека...

Мироздание нашим предкам представлялось, как отмечает пани Люба, в виде Мирового дерева — упорядоченного трехъярусного космоса (крона — небо со звездами и птицами; ствол — земля с животными и растительностью; корни — подземный мир с водами, змеями). В мифологическом сознании Мировое дерево — это символ круговорота жизни и смерти и поэтому тесно связывается с Берегиней. В христианском мировоззрении структура мира приобретает вид трехчленного Храма.

Писанка издавна сохраняла высший семиотический и культово-обрядовый статус (она никогда не была украшением и не употреблялась в пищу) и функционировала в системе земледельческих праздников солнечного цикла (от зимнего солнцестояния и до момента, когда день становится длиннее ночи — Колиты, Коляды, Щедровки, Иордани, Колодия и Великого дня...). С принятием христианства эти праздники и соответственно орнаменты писанок приобретают христианскую интерпретацию в синкретической языческо-христианской форме в противовес восточно-византийскому противопоставлению земного мира зла сверхприродному божественному миру добра. Это делает культы Христа, Богородицы и святых более земными и человечными, что отвечает народным традициям.

По профессии пани Люба и Татьяна экскурсоводы и часто в туристических поездках всматриваются в творения далеких эпох. Изучая декоративное искусство Древней Руси (X—XIII вв.) и Триполья (среднее Поднепровье V — II вв. до н. э.), писанкарки обратили внимание на параллели в орнаментах этих культур и символики украинской писанки. Возник замысел создать коллекцию авторских писанок с некоторыми трипольскими и киеворусскими мотивами. Они использовали символику, отсутствующую в традиционных украинских писанках, но которая органически сочетается с традиционным украинским мировоззрением.

Григорий ШАРОЙКИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ