Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Недетские развлечения и право на детство

28 апреля, 2005 - 19:36
Леся ВОВЧИК-БЛАКИТНАЯ

Пытаясь нарисовать психологический портрет современного ребенка, ученые фиксируют, что уровень культуры общения взрослых и детей все более снижается. Массовая культура заставляет ребенка уже с пеленок быть свидетелем и поневоле участником не лучших моментов взрослой жизни. Одни современные семьи сознательно ограничивают присутствие ребенка у телевизора, пытаясь защитить детскую психику от разрушительного влияния агрессивной рекламы, сцен насилия, адюльтера и тому подобное. Другие родители расценивают такие ограничения как посягательство на свободу ребенка: «Пусть смотрят, если хотят, — что они там понимают». Есть еще и такие родители, которые считают, что чем раньше состоится привлечение ребенка к фактам реальной жизни, пусть в наиболее страшных, наиболее отвратительных ее проявлениях, тем лучше, полезнее для ребенка, поскольку это закаляет и помогает выжить.

Ребенок приходит в мир с ощущением уверенности в его красоте, гармонии, целесообразности. На основании этого базового доверия к миру уже будут развиваться представления о добре и зле, желание и умение выразить себя, отстаивать свои взгляды, менять их, совершенствоваться. Если же с малых лет ребенок узнает о несправедливости, жестокости, обмане взрослых, о политической коррупции, экономических кризисах, сексуальных извращениях и т. п., эта светлая вера может быть утрачена. Тогда ребенок начинает наполняться тревогами и страхом перед миром, нежеланием смело идти навстречу жизни, которая открывается перед ним. Тогда мальчики и девочки могут утратить надежду найти самостоятельно свое место в жизни, свой собственный путь, понять свою неповторимость, быть благодарными и счастливыми. Искренность и непосредственность ребенка может быть искажена при таких условиях воспитания или его отсутствии.

Именно отсутствием воспитания можно назвать обращение с детьми как со взрослыми, их привлечение к недетской деятельности, развлечениям, разговорам, т.е. жизни взрослых. Когда же взрослые ссылаются на категории свободы, это на самом деле является откровенным отрицанием настоящей свободы ребенка — быть ребенком в своем детстве. Свободы радоваться жизни, открывая ее новые грани, в соответствии с потребностями своего возраста. От привлечения ребенка к участию в конкурсах красоты, мини-моделей, мини-мисс и т.п. ребенок на самом деле не получает новых возможностей для саморазвития, продвижения в познании мира, самого себя, поскольку некоторые его стороны находятся вне пределов его интеллектуальных и эмоциональных возможностей. Результатом может стать только деформация нормального развития, искаженное и однобокое восприятие серьезных вещей, попытка любой ценой выделиться, угодить взрослым, а также разочарование, тревога, недоверие, подозрительность, нахальство, напыщенность, завистливость, даже враждебность к людям, к миру.

Непонимание и нежелание понять ребенка, увидеть в нем человека, к которому стоит не только прислушиваться и действительно услышать, но еще и поучиться чему-то важному, существенному, — это то, что приходится наблюдать зрителям, которые увидели субботнюю передачу «Кумиры и кумирчики» («Интер»). Унизительная, снисходительная интонация и неприличный подтекст почти каждого вопроса, обращенного к четырех-пяти-шестилетним детям — это то, чем наполнена эта передача. Чего стоят только расспросы Ильи Ноябрева об алкогольных предпочтениях родителей, углубление в тему массажа и услуг массажисток, колупания в теме поцелуев, количестве «женихов» девочки; разглаголствование о том, чем занимается бабушка, которая забирает ребенка ночью из садика; уточнения, сразу ли после окончания передачи девочка будет заводить ребенка. И все это под радостные, довольные восклицания взрослых — родителей, дедушек и бабушек (!), которые выставили своих детей на посмешище, намазав губы девочек, которые еще не научились хорошо произносить слова, яркой помадой, декольтировав платье на хрупких плечиках; надрессировали, заставили копировать взрослых, для которых уже «любовь — яд», которые поют о «муси- пуси, я горю, я вся во вкусе...» и т.п.

Возникает вопрос — кому все это надо? Для чего все это? Какие роли и модели навязываются ребенку, который в течение первых семи лет должен выстроить свои внутренние этические инстанции, сформировать моральные критерии, которые ложатся в основу его личности? «Отбарабанить» на канале очередную порцию денег, показать своего ребенка в телевизоре и потешить самолюбие, компенсировать родителям свои нереализованные когда-то желания, научить детей угождать старшим, продавать себя, подготовить новую смену для работы в ночных клубах или порадовать, прошу прощения, педофилов?

Считаю, что такой формат передачи нарушает «Конвенцию ООН о правах ребенка», в частности ст. 31, которая «гарантирует право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, которые отвечают его возрасту...», а также ст. 17д, в которой государство «обязывается разработать надлежащие принципы защиты ребенка от информации и материалов, которые причиняют вред его благополучию».

Желательно, чтобы телеканалы не только воздерживались от такого рода передач, а серьезно и ответственно подходили и к выбору мультфильмов, которые предлагаются детской аудитории, советовались со специалистами, прислушивались к детям, какие передачи действительно помогают им расти в таком непростом мире, а какие могут принести вред и участникам, и зрителям. Мудрый государственный подход требует особого внимания к детству, потому что именно в этот период преимущественно определяется, какое лицо будет у будущего Украины. Возможные варианты телевизионных передач, наполнение их содержательной и иллюстративной части всегда готовы обсудить и сотрудники лаборатории психологии дошкольника Института психологии АПН Украины. Поскольку образование и воспитание ребенка являются вопросами, стратегическими для любой страны.

Леся ВОВЧИК-БЛАКИТНАЯ, ведущий научный сотрудник Института психологии АПН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ