Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Послание предков

О чем рассказывают волынские писанки
26 апреля, 2005 - 21:20
НА ПИСАНКАХ НЕТ НИ ОДНОГО СЛУЧАЙНОГО РИСУНКА / В СОБРАНИЕ МУЗЕЯ СЕЙЧАС ВХОДИТ БОЛЕЕ 1500 ЯИЦ. ЛЮБОВЬ ГАРБУЗОВАЯ УЖЕ МНОГО ЛЕТ ОБЕРЕГАЕТ И ПОПОЛНЯЕТ ЭТУ КОЛЛЕКЦИЮ

Сам обычай разрисовывания яиц уходит корнями в дохристианские времена и был распространен среди различных народов Европы. Как говорил известный этнограф из диаспоры Вадим Щербаковский, который в начале и середине прошлого века серьезно занимался украинской традиционной культурой, с точки зрения древних людей, особенную магическую силу должны были иметь именно писанки. Почему? Писанки, в отличие от крашенок, тогда не варили, а значит, согласно их представлениям, они хранили в себе зародыши жизни от петуха, любимой птицы бога Солнца, которая своим пением извещала о восходе светила и разгоняла весной злую силу ночи и зимы. Впрочем, и в позднейшие периоды, когда господствующей религией на землях нынешней Украины стало христианство, писанки не утратили своего значения и считались святыми и чудодейственными, в крестьянских избах их держали как обереги от болезней, молний, пожаров; перед Пасхой незамужние девушки расписывали яйца, а на праздник дарили их своим суженым, и юноши долго хранили их. Ближе к ХХ веку для изготовления писанок (в основном на подарки) начали использовать и вареные или печеные яйца. Процесс росписи яиц был (и остается) очень кропотливой работой, поскольку рисунки наносились вручную специальными писачками, а для изоляции мест, которые на определенном этапе не подлежали окрашиванию (растительные красители наносились последовательно от светлых к более темным), их покрывали воском, и также вручную. Учитывая хрупкость материала, созданные в давние времена писанки из натуральных яиц сохраниться не могли. Но уже в древние времена их начали изготавливать и из других материалов, в частности — глины.

Сегодня в Житомирском областном краеведческом музее хранится уникальная коллекция расписанных яиц. Ее самые древние образцы, рассказала «Дню» заведующая отделом этнографии музея Любовь Гарбузовая, отображают искусство писанки Волынской губернии (и не только), каким оно сложилось на конец ХIХ — начало ХХ века и которое в советскую эпоху было почти утеряно. Основная и самая ценная часть коллекции сформировалась в течение 1902—1929 годов. Она представляет собой прежде всего собрание оригинальных аутентичных творений тех времен. Выдающуюся роль в ее комплектовании, в первую очередь до революции 1917 года, сыграла этнографическая секция Общества исследователей Волыни, в работе которой участвовали многие известные ученые. В результате было собрано более 1300 экземпляров писанок, крашенок, малеванок (это еще один вид декоративных яиц), и удалось выделить регионы писанкарства края, в которых был наиболее распространен обычай расписывать яйца на Пасху. Исследователи оставили для потомков имена народных мастериц-писанкарок тех времен — Анны Бовсунивской, Федоры Гегель, Прузины Сидорчук и многих других.

Любовь Гарбузовая занимается поиском, включением в коллекцию областного музея новых образцов писанок, популяризацией этого вида народного творчества около пятнадцати лет. По ее словам, еще до середины 90-х годов прошлого века в селах Житомирщины кое-где можно было встретить бабушек (например, тогда еще в Троще Чудновского района жила прекрасная мастерица Анастасия Блоха), которые умели делать писанки и хранили древние традиции их росписи. Сейчас старинное искусство возрождается благодаря отдельным энтузиастам из числа преподавателей рисования и декоративно- прикладного искусства художественных и общеобразовательных школ как Житомира, так и других городов, городков и сел области, которые учат детей технике писанкарства. За образец берут и экспонаты музейной коллекции. Постепенно писанками опять начали заниматься некоторые народные мастера, а также кое-кто из художников.

...Первое, что завораживает в писанках житомирской коллекции, это разнообразие гаммы ярких цветов, в которых выполнены их изображения, — чистые, прозрачные оттенки желтого, зеленого, синего, красного, других тонов. Больше всего среди них композиций, которые объединяет то, что они тем или иным образом отображают мир, который окружал их авторов, хотя это впечатление бывает обманчивым. А рисовали они растительные орнаменты (Полесье все-таки) и сами называли их, а собиратели записывали: «вазончик лапатиє тарілочки», «дубові листочки», «хвойка», «неповна рожа», «рогата квіточка», «пивонія», «йолочки», «огірочки». Или животные (зооморфные) изображения, которым также давали свои названия: «пчілка», «павук», «рибки», «вовчі зуби», «птишині лапки» (гусячі, курячі, індичі, сорочі), «баранячі роги». Часты на писанках и предметно-бытовые орнаменты: «грабельки», «ветрачкі», «штани», «драбинки» и т. д.

Космические, а вернее, небесные мотивы — это «зоркі», «сонечко», «місяць». Есть яйца и с геометрическими фигурами — разнообразные «клинці», «косячки», «безконечники», «ламаний хрест». Присутствуют религиозные символы, например, «хрест», «свічка», каллиграфические надписи «Христос воскрес, воістину воскрес». Есть малеванка со сценой воскресения Христа.

Хотя, вносит коррективы Л. Гарбузовая, много сюжетов писанок, которые, на первый взгляд, являются отображениями тогдашних местных растений, зверей или предметов, имеют тысячелетние традиции и на самом деле являются древними символами, общими для различных мировых цивилизаций и встречающимися, в частности, в предметах трипольской культуры, расцвет которой на территории Украины относят к IV—III тысячелетиям до новой эры. К таким символам относится орнамент «черепашка», названный так древними волынскими писанкарками, который практически повторяет старинные изображения так называемого древа жизни меандры, символа бесконечности всего сущего. Подобное значение имеют те же «вазончики», особенно распространенные на писанках из Коростенщины. Орнамент «в козака», который напоминает женскую фигуру, имеет корни в культе Великой богини-праматері жизни, очень почитаемой в различных странах. Солярные, т.е. солнечные знаки, те же розеты, кресты, в том числе свастикоподобные, которые дают иллюзию движения, т.е. жизни, но появились задолго до распятия Иисуса Христа, ромбовидные изображения, другие геометрические фигуры, которые находим на волынских писанках, характерны для многих народов, говорит Л. Гарбузовая, и являются, по существу, общечеловеческими символами.

Впрочем, увидеть эту красоту непросто — учитывая хрупкость яиц и то, что свет разрушает природные краски, а помещения, пригодного для экспозиции, фактически нет (музею вообще тесно в нынешних стенах), выставляются писанки редко, их держат в специальных закрытых шкафах в хранилище. А жаль — эти творения, вобравшие в себя мысли, чувства, видение и понимание мира нашими далекими и близкими предками, заслуживают того, чтобы зашифрованное в их орнаментах послание было воспринято потомками.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День». Фото Виталия БЕЛОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ