Завершился визит Виктора Ющенко в Соединенные Штаты. Оценки даются ему самые разнообразные. Однако никто не ставит под сомнение факт радушного приема высокого гостя из Украины. Американские сенаторы и конгрессмены во время выступления Виктора Ющенко шесть раз вставали, аплодируя. Речь главы украинского государства американские конгрессмены перерывали аплодисментами около десять раз. Дружное приветствие украинского лидера подтверждало незаурядность самого визита. К слову, до Виктора Ющенко чести выступить перед обеими палатами законодательного органа США удостаивались немногие — Лех Валенса, Вацлав Гавел, Нельсон Мандела... И если, возможно, президентский визит не увенчался конкретными результатами (хотя их предостаточно как для первого визита в США), то он выполнил главную миссию — реанимировал взаимодоверие между государствами. При этом не исключено, что доверие — завышенное: американцы возлагают огромнейшие надежды на новую власть, на новую Украину. Виктор Ющенко говорил то, что хотели услышать американцы — следование демократическим путем, отстаиванием свобод и прав человека, а также сотрудничеством с США в борьбе с терроризмом. Прозвучали в его выступлении и просьбы, выполнение которых давно ожидает Украина. Восемь позиций, прозвучавших в президентской речи, уже назвали «списком Ющенко».
Какие главные посылы Президента прозвучали в Конгрессе? Во-первых, Президент призвал Соединенные Штаты отменить поправку Джексона — Веника по отношению к Украине. Во-вторых — отменить ограничение для украинских товаров на американском рынке. Третье — Ющенко обратился с просьбой предоставить украинской экономике статус рыночной до осени 2005 года. Четвертое — поддержать Украину при вступлении в ВТО. Пятое — Президент обратился к Конгрессу с предложением привлечь все политические, финансовые и технологические ресурсы для построения нового укрытия над разрушенным реактором Чернобыльской атомной станции. Шестое — он предложил Конгрессу США профинансировать учебные программы в американских университетах для двух тысяч украинских студентов на протяжении следующих пяти лет. Седьмое — Ющенко напомнил конгрессменам о согласии Украины отменить визовый режим для граждан США и обратился с аналогичной просьбой об отмене визовых ограничений для украинских студентов, политиков и бизнесменов. Последним, восьмым заданием, Ющенко назвал включение Украины в число участников программы «Вызов тысячелетия». Как оценивают визит Виктора Ющенко в США украинские эксперты — об этом в комментариях.
Михаил ГОНЧАР, вице-президент фонда «Стратегия-1»:
— Все происходящее сейчас напоминает начало президентства Леонида Кучмы, когда также звучали громкие заявления с обеих сторон о стратегическом партнерстве. Впрочем, потом не было даже простого партнерства. Новому украинскому руководству стоит учитывать, что отношения с США имеют свою предысторию, в которой именно Украина была не до конца последовательной. Вне всяких сомнений, Ющенко по своему политическому генезису представляет новую генерацию украинской политики, политическую силу, приближенную к либеральным ценностям американской экономики. Впрочем, сейчас украинскую позицию будут измерять не по словесным декларациям, а по реальным шагам нашей власти.
В нашем стратегическом партнерстве с США всегда будет асимметрия, поскольку Вашингтон, бесспорно, должен стать стратегическим партнером для Киева, но для самих Соединенных Штатов партнерство с Украиной не носит критического характера, в частности, потому, что в нашем регионе есть Польша — последовательный и надежный партнер США. Киеву придется довольно серьезно побороться за свои отношения с Вашингтоном. Бесспорно, партнерство должно быть укреплено и в военно-политической сфере — сотрудничество в достижении Украиной членства в НАТО, — и в экономической. Речь идет в первую очередь об энергетике: создание в Украине замкнутого топливно-ядерного цикла с помощью американских компаний; участие американских компаний и банковских институций в реализации проекта масштабного газотранспортного консорциума; проекте поставок каспийской нефти из Украины в Европу (прямое использование нефтепровода Одесса — Броды).
Актуально взаимодействие Украины с США в достижении членства в ВТО и политическое содействие в постепенном присоединении к ЕС. Поддержка США стран Центральной Европы в значительной степени способствовала их скорейшему продвижению к полноценной интеграции в ЕС. Также следует отметить, что они идентифицировались западноевропейскими государствами как страны, традиционно принадлежащие к Европе. В случае с Украиной такой идентификации нет и она может быть усилена за счет мощного американского влияния.
Думаю, визит президента США в Украину, запланированный на вторую половину текущего года, будет определяющим для дальнейшего украинско-американского партнерства. Эти полгода покажут, сможет ли Украина стать на рельсы реального стратегического партнерства с США, или будет, как и раньше, увлечена политическим популизмом в контексте приближения парламентских выборов и будет уговаривать западных партнеров немного подождать до весны 2006-го. Такого кредита доверия уже не будет.
Александр СУШКО, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:
— Кредит доверия, который имеет Президент Ющенко, является в данном случае уникальным внешнеполитическим багажом, в первую очередь в отношениях с США. Однако это не означает автоматического конвертирования в нужные Украине политические решения. На данном этапе речь идет о наличии доброй воли решать вопросы и продвигаться в направлении действительно стратегического партнерства.
Не нужно надеяться, что мы въедем в ВТО на моторе оранжевой революции. Для этого нужно принять соответствующий пакет законопроектов, в частности, речь идет о некоторых специфических пожеланиях Украине. У нас нет выхода, кроме как принять более действенное законодательство, которое бы помогало бороться с пиратством. Было бы идеально, если бы этот закон был принят еще перед визитом Ющенко в США. Тогда можно было бы ожидать значительного продвижения уже во время визита, но сейчас, очевидно, можно ожидать его в течение ближайших месяцев. Это же касается других технических вопросов, таких как доступ на американские рынки, снятие определенных дискриминационных квот — это все решается в контексте вступления в ВТО. Еще более технический вопрос — поправка Джексона — Вэника. Думаю, за ее отмену Конгресс может проголосовать уже в ближайшие недели.
Что же касается использования американской поддержки продвижения Украины в НАТО, то не думаю, что это движение будет существенно определяться перспективой выборов. Думаю, советники Ющенко подскажут ему, что отношение к НАТО не будет фактором, который окажет решающее влияние на выбор избирателей. Этот вопрос не является мобилизирующим фактором. Для большинства, кроме разве что электората Витренко, это периферийный вопрос. Кстати, господин Янукович интересно высказался, что он «против того, чтобы торпедировать вступление в НАТО». По-видимому, он хотел сказать что-то другое, но сказал именно так. Это свидетельство, того насколько данная тема стала предметом спекуляций, а реально в ней никто не хочет разбираться.
Не будем забывать, что самый главный наш интерес к Америке — это не торговля, поскольку доля США в нашей внешней торговле не так уже и велика — а политическая поддержка. Мы видим, что США не очень волнуются из-за перспективы завершения нашей миссии в Ираке. Для них важно, что Украина разделяет их цели и ценности, в частности, в вопросе распространения демократии и защиты демократических ценностей в мире. Нам нужно этим воспользоваться, чтобы получить определенные политические дивиденды: и вступление в НАТО, и определенную дипломатическую поддержку нашего диалога с европейскими столицами, на которые Вашингтон имеет влияние, в частности Лондоном, Римом. Нам не нужно обязательно прибегать к каким-то действиям в смысле продвижения свобод в мире, как это понимает кое-кто в США. Нам просто нужно быть положительным примером для других, раздражителем для разного рода коррумпированных автократий в нашем регионе. А для этого не требуется больших усилий.